anillarionov: (Default)
[personal profile] anillarionov
Сегодня – 500-летняя годовщина Реформации, одного из важнейших событий в истории человечества, во многом сформировавшего современный мир. Согласно преданию, ровно 500 лет тому назад, 31 октября 1517 года, Мартин Лютер вывесил свои 95 тезисов против торговли индульгенциями и за реформу католической церкви на дверях замковой церкви в Виттенберге. Эта дата – удобный повод поговорить не только о протестантизме и католицизме, но и о православии.

Православная реставрация
Одним из наиболее отчетливых трендов в деятельности российских властей в последние годы стала православная реставрация. Ремонтируются старые храмы, строятся новые, по федеральному закону №327 от 2010 г. Русской православной церкви передается государственное и муниципальное имущество, в том числе и то, какое никогда не принадлежало РПЦ, – от протестантских кирх в Калининградской области до Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Сотни тысяч людей выстраиваются в многочасовые очереди для лицезрения религиозных реликвий, кампании озабоченных верующих против не нравящихся им книг и кинофильмов приобретают национальные масштабы и фантасмагорические черты. Оскорбление чувств верующих, безотносительно к тому, что под этим понимается, в 2013 г. было переведено из разряда административного правонарушения в уголовное преступление, на этом основании сотни граждан ежегодно подвергаются преследованиям силовиков, не говоря уже об осужденных на «двушечку» за панк-молебен. Государственные руководители не пропускают ни одной службы на Рождество и Пасху, летают на богомолье в Херсонес и на Валаам (в Афоне дорогу им указывает местный осел, что, как утверждается, является благодатью свыше), торжественно отмечают годовщины крещения Руси, воздвигают памятники киевскому князю Владимиру, называют Крым сакральным местом и российской Меккой, обнаруживают в православии (общей вере) ключевой элемент, создавший единую русскую нацию и единое национальное русское государство.

Православие (как и любая другая религия) – это не только система представлений и верований, не только предметы искусства и образцы архитектуры, но прежде всего определенный набор правил поведения – между самими верующими, между верующими и неверующими, между людьми и властью. Этот кодекс является одним из самых мощных и долгосрочных по времени и силе воздействия на различные стороны человеческого бытия. Влияние различных конфессий на экономическое и политическое поведение людей, как минимум, со времени Макса Вебера стало предметом исследования академической науки. В России негативное воздействие православия на политическое развитие страны отмечалось многими отечественными мыслителями – от Петра Чаадаева до Дмитрия Фурмана.

Накопленные за последнее время данные позволяют получить количественное представление о воздействии различных конфессиональных кодексов поведения на долгосрочные темпы экономического роста в странах с преобладанием лиц, приверженных тому или иному вероисповеданию. Следует отметить, что факт слабой религиозности или даже полной нерелигиозности многих или даже большинства граждан той или иной страны еще не означает моментального прекращения действия в ней кодекса поведения, сложившегося за столетия господства в обществе той или иной конфессии. Так, несмотря на широкое распространение атеистических взглядов, например, сегодняшняя Швеция по правилам поведения многих своих граждан по-прежнему остается преимущественно протестантской, Польша – католической, Россия – православной.

Пять веков конфессиональной конкуренции
График 1 долгосрочного экономического роста в 1600-1950 гг. в странах Старого Света (Европа, Ближний Восток, Северная Африка) в зависимости от конфессиональной принадлежности большинства их жителей построен по базе данных Ангуса Мэддисона.



Средневзвешенное значение ВВП на душу населения по паритетам покупательной способности валют в постоянных ценах Гэри-Камиса 1990 года для протестантских стран по каждому году взято за 100%. Соответствующие средневзвешенные значения ВВП на душу населения по группам стран иной конфессиональной принадлежности исчислены в процентах к среднему уровню протестантских стран. К протестантским странам Старого Света отнесены Великобритания, Германия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция; к католическим – Австрия, Бельгия, Ирландия, Испания, Италия, Португалия, Франция; к православным – Греция; к исламским – Египет, Ирак, Иран, Марокко, Турция. График для России (Русского Царства, Российской Империи, СССР, Российской Федерации) построен отдельно.

Как видно по этому графику, главной особенностью трехсотпятидесятилетней эпохи экономического роста стран Старого Света в зависимости от конфессиональной принадлежности их жителей является относительно высокая устойчивость его основных параметров при наличии некоторых отклонений.

В 1600 г. наиболее богатыми странами этого региона мира были государства с преобладанием католицизма. Следом за ними шли протестантские страны, в них ВВП на душу населения в среднем был на 7% ниже, чем у католиков. Россия и исламские страны по уровню своего экономического развития мало отличались друг от друга и в целом отставали – и от католических стран (примерно на 40%) и от протестантских (примерно на 36%). Еще одна православная страна (Греция), находившаяся в подчинении Оттоманов, была беднее России (примерно на 12%) и отставала от протестантских стран почти на 44%.

Протестантский прорыв
В течение семнадцатого столетия наиболее быстро росли экономики протестантских стран. Страны с преимущественным распространением других конфессий заметно отставали от них, так что к 1700 г. другие группы стран стали беднее протестантских, в том числе: католические – в среднем на 12%, Россия – примерно на 40%, мусульманские страны – более чем на 48%, православная Греция – на 51%.

За следующие 120 лет – к 1820 г. – в деле экономического развития протестантские страны ушли еще дальше. Отставание от протестантов других стран и групп стран увеличилось: католических – до 18%, исламских – до 57%, православной Греции – до 52%. В то же время в результате петровских (Петра I и Петра III), екатерининских, александровских реформ, а также благодаря включению в состав Российской Империи густонаселенных территорий Балтии, Финляндии, Великого княжества Литовского, Королевства Польского со значительным неправославным, более образованным, более предприимчивым и более зажиточным населением отставание России от протестантских стран сократилось до 34% (по сравнению с 40% в 1700 г.), от католических стран – до 20% (по сравнению с 33%).

В течение последующего почти полного столетия (1820-1913 гг.) протестантские страны продолжали укреплять свое лидерство по темпам и уровню экономического развития. Отставание от них католических стран увеличилось в среднем с 18% в 1820 г. до 29% в 1913 г., православной Греции – с 52% до 61%, исламских – с почти 2,5-кратного до 4-кратного. В России николаевский застой (период правления Николая I) способствовал увеличению отставания страны от Западной Европы, запоздавшие Великие реформы 1860-70-х годов смогли лишь его замедлить, но не смогли его преодолеть, а начавшиеся затем процессы русификации Империи и православной реставрации в конце 19-го века (Александр III, К.Победоносцев) еще более усугубили ситуацию. К 1913 г. отставание России от протестантских стран возросло до 61% (по сравнению с 34% в 1820 г.), а от католических – до 45% (по сравнению с 20% в 1820 г.).

В период 1913-50 гг. положение основных групп стран Старого Света относительно друг друга практически не изменилось. Протестантские страны продолжали лидировать, отставание от них других групп стран оказалось в 1950 г. почти таким же, что и в 1913 г.: католических – на 31%, православных – на 65%, исламских – почти в 4 раза. Существенной особенностью этого периода стало лишь заметное сокращение отставания России (в виде СССР): от протестантских стран – до менее чем двукратного, от католических стран – на 21%. Возможно, этот ускоренный рост в какой-то степени был связан в том числе и с существенным ослаблением влияния православного кодекса поведения в экономической и общественной жизни Советского Союза.

Католическое ускорение
График 2 экономического роста в 1950-2016 гг. построен для всех стран Старого Света, по которым есть соответствующие данные.

В послевоенные годы произошло заметное изменение некоторых тенденций, ставших, казалось бы, уже весьма устойчивыми. Католические страны, возможно, в результате мощного реформаторского движения, символом которого стал 2-й Ватиканский собор (1962-65 гг.), заметно сократили свое отставание от лидеров – их уровень экономического развития повысился с 65% от уровня протестантских стран в 1950 г. до 80% в 2009 г. Православные страны (без России) также заметно улучшили свое положение в первые три десятилетия, сократив свое отставание от протестантских стран с почти 4-кратного в 1950 г. до 2,5-кратного во второй половине 1970-х – первой половине 1980-х годов. Исламские страны, кажется, приостановили процесс своего относительного падения – ВВП на душу населения в них в последние десятилетия колебался в пределах 21-33% от уровня развития протестантских стран.

Россия (в виде СССР) в 1950-80-е годы сохраняла более или менее постоянную дистанцию от протестантских стран, отставая от них по уровню экономического развития примерно вдвое. Во время Великой российской депрессии 1990-1998 г. российский ВВП на душу населения рухнул, оказавшись к 1998 г. вчетверо ниже, чем в среднем в протестантских странах, и практически сравнявшись со средним уровнем развития мусульманских стран. Затем российский экономический бум 1999-2008-х годов позволил преодолеть часть этого отставания, накопленного за время Великой российской депрессии, так что в 2013 г. дистанция между Россией и протестантскими странами сократилась до 59%. Однако в результате кризиса, усугубленного российско-украинской войной, процесс растущего отставания нашей страны от протестантских и католических стран в последние три года вновь возобновился.

По состоянию на 2016 г. российский ВВП на душу населения составил лишь 38% от среднего уровня протестантских стран и 48% от среднего уровня католических стран. Это самый низкий уровень относительного развития нашей России за пятивековой период (за исключением периодов двух мировых войн и Великой российской депрессии 1990-1998 гг.).

Конфессиональная память в экономическом поведении
Ключевой чертой приведенных результатов долгосрочных измерений экономического роста является минимизация в них влияния большинства традиционно рассматриваемых кратко- и среднесрочных факторов экономического роста, как-то: характер экономической политики, правовая система, политический режим, государственное устройство. Из сколько-нибудь значимых и количественно идентифицируемых факторов по сути остается лишь один – конфессиональная принадлежность значительной части (большинства) населения, или точнее: особенности массового (в том числе экономического, социального, политического) поведения людей, возникшие, распространенные и закрепленные благодаря правовому кодексу, характерному для той или иной конфессии.

В самом деле, что, кроме католического правового наследства, объединяет многих жителей Франции времен Бурбонов, обоих Наполеонов, Пятой Республики? Что, кроме протестантского кодекса поведения, является общим для населения Прусского герцогства Альбрехта Бранденбургского, Королевства Пруссии Фридриха Великого, Германской империи Вильгельма II, современной Федеративной Республики Германии? Что, кроме незримых правил поведения, основанных на православии, объединяет наших предков времен Русского царства Алексея Михайловича, Российской империи – от Петра Первого до Николая Второго, многих граждан нынешней Российской Федерации?

Выделение одного из важнейших факторов общественного развития – кодекса поведения людей, уходящего корнями в их конфессиональную приверженность, – позволяет оценить его влияние на долгосрочные темпы экономического роста человеческих сообществ. В последние пять столетий наиболее способствующим поддержанию высоких темпов экономического роста являлся кодекс поведения, базирующийся на протестантских ценностях. На втором месте, особенно после реформ 1960-х годов, следует кодекс поведения, присущий католикам.

Православный тупик
Кодекс поведения, базирующийся на православных ценностях, оказался не слишком благоприятным для поддержания высоких темпов экономического роста в длительной перспективе и, похоже, является одним из важнейших факторов долгосрочного экономического отставания православных стран. Согласно данным А.Мэддисона, около 1000 года одним из наиболее развитых государств того времени была православная Византия. Однако с течением времени страны с преимущественно православным населением все более и более отставали и по-прежнему продолжают отставать от своих католических и тем более протестантских коллег. Возможно, одной из причин, объясняющих негативное влияние православия на долгосрочные темпы экономического роста, стала его неспособность успешно провести свою Реформацию – ни так, как это сделали протестантские движения 16-17-го веков, ни так, как были проведены реформы католицизма во второй половине 20-го века.

Конфессиональный кодекс поведения накладывает, похоже, довольно жесткие ограничения на предельные величины долгосрочных темпов экономического роста и, следовательно, на возможный максимальный относительный уровень экономического развития. Его можно представить в виде своеобразного коридора с верхней и нижними границами. Так, верхняя граница уровня экономического развития наиболее успешных православных стран (Греция, Кипр) не превышала в их лучшие периоды 70% от среднего уровня протестантских стран, а нижняя граница уровня экономического развития наиболее бедной страны (Молдова) в ее худший период – 5%.

Когда в 988 г. князь Владимир выбирал религию для себя и подвластного ему народа, он (согласно легенде) выбирал между исламом, иудаизмом, западным и восточным христианством. Хотя существует популярное мифологическое обоснование сделанного им тогда выбора в пользу восточного христианства (православия), вряд ли это решение на самом деле могло быть другим. В конце 10-го века выбор киевским князем греческого вероисповедания был вполне естественным и совершенно предсказуемым, поскольку ничего сопоставимого с тогдашней Византией по уровню развития, богатству, военной мощи, культуры в пределах разумной досягаемости от Киева не было. Тогда Владимир Первый (очевидно, вместе со своими советниками) выбирал лучшее из того, что имелось на конфессиональном рынке 10-вековой давности.

В отличие от него тысячу с лишним лет спустя Владимир Четвертый (с его советниками или без них) осуществляет православную реставрацию тогда, когда стратегическая неудача православия, способствовавшего и способствующего увеличению экономического отставания России от более успешных государств, стала более чем очевидной.

Если ошибку Владимира Первого можно понять и простить (поскольку у него тогда не было возможности заглянуть на столетия вперед и предвидеть драматические повороты будущей истории), то чем можно объяснить стратегическую ошибку Владимира Четвертого, совершаемую при наличии более чем убедительных провальных результатов православия в тысячелетнем экономическом соревновании?
http://www.ng.ru/ideas/2017-10-30/8_7106_strategy.html

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2017-10-31 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] peter-repin.livejournal.com
Владимир IV - прикольно. А какое у него будет прозвище-эпитет? Крымский?

Date: 2017-10-31 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] lumilich.livejournal.com
ново-огаревский же.

не такой о дурак чтоб в КрЬІм перебраться))

(no subject)

From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com - Date: 2017-10-31 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lucky-punch.livejournal.com - Date: 2017-10-31 03:03 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Да,

From: [identity profile] asymptotical.livejournal.com - Date: 2017-11-02 02:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2017-10-31 08:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] blagorodnii-don.livejournal.com - Date: 2017-11-01 06:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Игорь Воронов - Date: 2017-11-01 03:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] artem semenov - Date: 2017-11-02 06:35 am (UTC) - Expand

Пан Атаман Вальдриан Таврический

From: (Anonymous) - Date: 2017-11-05 12:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-10-31 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] plank1957.livejournal.com
Мне представляется, что проблема экономического развития различных стран скорее связана не столько с религией, сколько с деятельностью властей. Известно, что в 1 тысячелетии восток был более развит, где ислам был основной религией, нежели Европа. Просто сам факт того, что мы используем арабские цифры, уже говорит сам за себя. Да и Россия в начале ХХ века имела небывалые темпы экономического роста. Дело скорее всего связано с вмешательством власти и церкви в экономику и культуру. В протестантстве это вмешательство минимизировано. В исламе оно во втором тысячелетии довольно сильно возросло. В России сейчас мы имеем довольно сильное вмешательство властей, а порой и церкви, в дела бизнеса. Да и вмешательство церковных иерархов в культуру у нас более, чем значительное. Этим и объясняется провалы в развитии российской экономики, особенно после введения санкций.

Date: 2017-10-31 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] svetozarbg.livejournal.com
"Каждый народ имеет ту влать, которую он заслуживает." Так что основное наверное культура народа и тут и у религии какая-то роль.

(no subject)

From: [identity profile] plank1957.livejournal.com - Date: 2017-11-01 08:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] porcospina.livejournal.com - Date: 2017-10-31 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgknyaginin.livejournal.com - Date: 2017-10-31 11:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] porcospina.livejournal.com - Date: 2017-10-31 05:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hodir.livejournal.com - Date: 2017-11-01 07:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] manyunya1116.livejournal.com - Date: 2017-10-31 01:30 pm (UTC) - Expand

Спорно.

From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com - Date: 2017-10-31 04:28 pm (UTC) - Expand

Re: Спорно.

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-11-01 08:48 am (UTC) - Expand

Re: Спорно.

From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com - Date: 2017-11-01 03:21 pm (UTC) - Expand

Re: Спорно.

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-11-01 05:42 pm (UTC) - Expand

Re: Спорно.

From: [identity profile] plank1957.livejournal.com - Date: 2017-11-01 09:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] one-sergey.livejournal.com - Date: 2017-10-31 07:11 pm (UTC) - Expand

any time

From: [identity profile] one-sergey.livejournal.com - Date: 2017-10-31 07:54 pm (UTC) - Expand

Вопрос

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2017-10-31 08:27 pm (UTC) - Expand

Мнение

From: [identity profile] one-sergey.livejournal.com - Date: 2017-10-31 09:27 pm (UTC) - Expand

Спасибо

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2017-10-31 09:54 pm (UTC) - Expand

Re: Вопрос

From: [identity profile] starij-abramych.livejournal.com - Date: 2017-10-31 10:35 pm (UTC) - Expand

Re: Вопрос

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2017-11-01 12:10 am (UTC) - Expand

Re: Вопрос

From: [identity profile] scholast.livejournal.com - Date: 2017-11-01 03:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2017-11-01 09:30 am (UTC) - Expand

Re: Вопрос

From: [identity profile] one-sergey.livejournal.com - Date: 2017-11-03 10:06 pm (UTC) - Expand

Re: Вопрос

From: [identity profile] sergvlkv.livejournal.com - Date: 2017-11-01 02:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-10-31 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] porcospina.livejournal.com
Спасибо, Андрей Николаевич! Невероятно интересно. Я помню, вы пару раз рассказывали это в видеозаписях, и всё ждала, когда напишете в блоге :)
В новостях об этой дате ни слова, а прямо хочется поздравить :)

Date: 2017-10-31 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] elotar.livejournal.com
А не работает ли причинно-следственная связь в другую сторону?

Date: 2017-10-31 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] evgknyaginin.livejournal.com
Еще как работает. В сущности, протестантская этика - это не что иное как идеологическое обоснование процесса первочачального накопления капитала.

Да, да.

From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com - Date: 2017-11-01 06:54 am (UTC) - Expand

Re: Да, да.

From: [identity profile] evgknyaginin.livejournal.com - Date: 2017-11-01 08:04 am (UTC) - Expand

Re: Да шови говорите :)

From: [identity profile] irina kotipalo - Date: 2017-11-04 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] manyunya1116.livejournal.com - Date: 2017-10-31 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 18cc.livejournal.com - Date: 2017-10-31 09:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shadows-of-hate.livejournal.com - Date: 2017-11-01 06:44 am (UTC) - Expand

Date: 2017-10-31 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] andpierrot.livejournal.com
В целом анализ глубокий - я бы только Францию не стал бы так обижать, все-таки протестантский Эльзас и другие земли Франции свою роль сыграли - в том числе и в становлении протестантизма в целом.

Date: 2017-10-31 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] ivangoe4.livejournal.com
Не уверен, что можно найти четкое разделения конфессий по стране: у меня коллега - голландец , прилежный католик , с 4 дочерьми и посещающий церковь каждую неделю. Половина населения Нидерландов -католики. Тоже касается Швейцарии и Германии.

Критерий

Date: 2017-10-31 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
Критерий - не в разделении нынешнего населения страны по конфессиональному признаку.
Критерий - в кодексе поведения, сформированного у большинства населения под воздействием преобладающей конфессии в стране в основном в 16-19 веках.

Re: Критерий

From: [identity profile] nallyvaico.livejournal.com - Date: 2017-10-31 03:45 pm (UTC) - Expand

"вот что стало первопричиной"

From: (Anonymous) - Date: 2017-11-02 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com - Date: 2017-10-31 09:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2017-11-01 12:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com - Date: 2017-11-01 02:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivangoe4.livejournal.com - Date: 2017-11-01 03:43 am (UTC) - Expand

Date: 2017-10-31 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] eyra-0501.livejournal.com
А вот в связи с этим - вопрос: а что можно сказать о буддизме? (Точнее, о северных его ветвях, там различий больше, чем у православия и католицизма).
Тибет до китайского вторжения был отсталой страной.
Но сейчас мы наблюдаем:
- экономически развитую и демократическую державу Японию (можно говорить о симбиозе буддийских школ и синто);
- экономически развитую и демократическую Южную Корею (но там много протестантов);
- демократическую развивающуюся Монголию (тибетский буддизм);
- во многом связанные с буддизмом экономически развитые (но без демократического транзита) Вьетнам и КНР;
- даже нынешнее тибетское руководство в изгнании можно считать вполне соответствующим демократии.
С другой стороны, есть довольно архаичный Бутан и ряд слаборазвитых регионов Индии и, скажем, не самых развитых республик РФ (при этом Тува - очевидно отсталый регион).

Date: 2017-10-31 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] derik-536.livejournal.com
Есть "западно" и "незападнохристианство". Буддизм в "незападнохристианстве" и этим все сказано - https:// aillarionov. livejournal. com/1024239. html?thread=89601007#t89601007

(no subject)

From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com - Date: 2017-10-31 01:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-10-31 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com - Date: 2017-10-31 08:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-10-31 09:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com - Date: 2017-11-01 07:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-11-01 08:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com - Date: 2017-11-02 01:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2017-10-31 03:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com - Date: 2017-10-31 08:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-10-31 09:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com - Date: 2017-11-01 07:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-11-01 08:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com - Date: 2017-11-02 01:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2017-10-31 09:55 pm (UTC) - Expand

Немного устал...

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2017-11-01 12:05 am (UTC) - Expand

Re: Немного устал...

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2017-11-01 07:44 am (UTC) - Expand

Re: Немного устал...

From: (Anonymous) - Date: 2017-11-02 05:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] one-sergey.livejournal.com - Date: 2017-10-31 07:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com - Date: 2017-10-31 10:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-10-31 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] a-shestakov.livejournal.com
Все так, за исключением Четвертого. Это не реставрация, а имитация.

Date: 2017-10-31 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] evgknyaginin.livejournal.com
Вот-вот, раньше верили в победу коммунизма, а сейчас те же люди и с той же искренностью и убежденностью верят в боженьку.
Проблема не в том, что этика неправильная, а в отсутствии этики.

Date: 2017-10-31 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Полянский (from livejournal.com)
1 Традиция. Православие - это традиционная религия,менять религию в 20 веке стало не принято,так как в эру научно-технического прогресса религия не воспринимается всем человечеством как что-то действительно серьезное.
2 В России, при реставрации капитализма,ставка была сделана на сырьевую экономику,не предполагающую прогрессирующий ВВП. Поэтому не ставилась цель приспосабливать идеологическую базу под экономику.
3 Не ставилась цель создавать новую Россию на цивилизационных кодах Запада.Нужно было лишь взять самое необходимое при создании "капитализма для своих",без полного копирования,предполагающего развитое гражданское общество,демократические институты, основанный на "протестанской этике" кодекс поведения.
4 Идеологические институты были уже созданы и приспособлены под новое общество.Имеется в виду РПЦ как структура переформатированная в 1944 г. под интересы советского государства,предполагающая большое количество внедренных сексотов,и завербованных клириков - делающих РПЦ легко управляемой структурой для манипуляции массами.
Edited Date: 2017-10-31 11:23 am (UTC)

Date: 2017-10-31 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] derik-536.livejournal.com
Спасибо, статья вобрала в себя почти все то, что я не раз в комментах в постах ЖЖ АНИ описывал. В то же время все же есть очень важные замечания.
1 - "Важнейших фактор общественного развития – кодекс поведения людей, уходящего корнями в их конфессиональную приверженность" не есть верно, так как сами религии есть порождение или следствие выбора относительно более глубинного фактора - "системы ценностей" народа (населения). Эта тема еще ждет своего Джеймсома Джорджа Фрэзера с его новой "Золотой ветвью".
2 - Конфессиональная конкуренция есть, но к экономике она имеет малое отношение по простой причине - есть "система ценностей" народов (населения), а не "конфесиональный кодекс поведения" (ИМХО зря введенное новое понятие), который и является определяющим и в экономическом (и не только в экономическом) успехе, и в выборе (или зарождении) той или иной религии, а следовательно и в выборе "конфессионального кодекса поведения". "Система ценностей" первичней всего - и религии, и экономики, и политики, и всех существовавших, существующих и будущих религий. Но это не "генетическое" свойство людей, оно приобретенное, накопленное, прожитое, сформированное, но дадолго до появления всем известных нынешних религий, которые всего лишь по мере их возможностей столетиями поддерживали определенным образом некоторые аспекты породивших их систем ценностей народов (населений).
3 - Нужно понять несколько фундаментальных вещей - все системы ценностей важны и "хороши", нет плохих и хороших "вообще" (т.е. глобально). Но их результаты разные для разных хисторических эпох. Для эпох выбора (зарождения) религий системы ценностей проявились выбором (созданием или навязыванием другим) тех или иных религий. Для эпох завоевания территорий успешными были народы с одними системаци ценностей (где "общее первичней личного"), а для эпохи пред-капитализма первыми вошли в капитализм именно народы с системаци ценностей с "личное первичней общего". Когда-то те же православные и мусульмане были чертовски успешны с их религиями в эпохи завоевания земель, но "провалились" при капитализме - это не вина их религий и "кодексf поведения людей, уходящего корнями в их конфессиональную приверженность", а только из-за несоответсвия их системы ценностей в плане "общее ипервичней личного" основе капитализма с его "личное первичней общего".
4 - Желательно всегда помнить, что разбиение на "конфессиональную приверженность" совершенно условно и применяется только ради удоьства. Не религии создали системы ценностей, а наоборот и нам просто удобней теперь оперировать двумя (и не нужно нам помнить ни о мусульманстве, ни о буддизме, ни о православии и т.д) понятиями - "западнохристианство" ("личное первичней общего") и "незападнохристианство" ("общее первичней личного").

Date: 2017-10-31 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] derik-536.livejournal.com
Из вышесказанного следует много важного, часть из них следует упомянуть обязательно:
1 - АНИ, как и я неоднократно, верно указал, что не важно религиозное или атеистическое ныне общество, (у меня "система ценностей") "конфессиональный кодекс поведения" (у АНИ, что явно не верно, так как привязанок религиям, которые вторичны исторически и сущностно по отношению к "системам ценностей"), гораздо-гораздо консервативней (исторически) сиюминутных изменений. Но отсюда следует, что безмерная абсолютизация действия пропаганды явная ошибка, пропаганда ни в коей мере не способна изменить хоть на миллиметр "конфессиональный кодекс поведения" (а правильней "систему ценностей") народов (населения). Наоборот, любая пропаганда всего лишь игра на существующих "струнах", ничего нового превнести в систему ценностей никакая пропаганда внести неспособна. Мало того, поиск изменений в "замечательном народе(ах), испорченым коммунистическим прошлым" периода СССР так же неверен - большевизм и не мог закрепиться ни где, кроме как специально приспособленной для это системы ценностей незападнохристианских народов Российской Империи. Мало того, и само протестанство смогло сформироваться только в узкий исторический промежуток и именно в приспособленного для него западнохристианской системе ценностей.
2 - "Этот кодекс [правильней "система ценностей"] является одним из самых мощных и долгосрочных по времени и силе воздействия на различные стороны человеческого бытия." - да, я это много раз тут писал. Но стоит сделать и шаг дальше, не останавливаться на констатации важного - а что станет дальше? Как народ (население) будет принимать решения, если оно (народ-население) заведомо необъективен и "заряжен" своим "кодексом" (системой ценностью), которая уже показала свое несоответсвие историческому периоду всеобщего капитализма? Т.е. вопрос стоит четко - демократия (особенно в период реформ) полезна для всех народда народов все решения по выборам будут повторяться из раза на их очевидную неэффективность? Не является ли демократия (в период реформ!!!) всего лишь побочным бонусом их и так предрасположенности к успешному развитию? Способны ли некоторые народы самостоятельно построить успешную экономику вдальнейшем, если они эти попытки успешно проваливали уже столетия? Ответ известен, я его не раз тут описывал как лечится неспособность ряда народов самостоятельно (демократично, т.е. с полит.свободой) "построить капитализм".

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2017-10-31 01:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2017-10-31 10:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buraten.livejournal.com - Date: 2017-10-31 04:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2017-10-31 10:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-10-31 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] porcospina.livejournal.com
А "Великая российская депрессия" - это уже официальный термин? Раньше его не было.

Date: 2017-10-31 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
Теперь, с этой публикации, - будет :)

(no subject)

From: [identity profile] porcospina.livejournal.com - Date: 2017-10-31 11:25 am (UTC) - Expand

Хью Лори в 2014 написал...

From: [identity profile] sergey sychyov - Date: 2017-10-31 04:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-10-31 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] sn1258.livejournal.com
На первом графике желательно добавить бары, соответствующие протистантизму. Без них график немного теряет в наглядности.

Протестантизм на графике

Date: 2017-10-31 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
На первом графике протестантизм представлен горизонтальной синией линией, равной 100%.
Об этом сказано в тексте постинга:
"Средневзвешенное значение ВВП на душу населения по паритетам покупательной способности валют в постоянных ценах Гэри-Камиса 1990 года для протестантских стран по каждому году взято за 100%. Соответствующие средневзвешенные значения ВВП на душу населения по группам стран иной конфессиональной принадлежности исчислены в процентах к среднему уровню протестантских стран."
Edited Date: 2017-10-31 07:13 pm (UTC)

Date: 2017-10-31 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com
За уши притянуто. Почему именно 16-й век? Почему именно Европа? Почему не взять, например, остальной мир. Получится весьма интересная ситуация.
Неевропейские страны с самым большим количеством протестантов:

Ямайка - 72,8%
ЮАР - 72,9%
ЦАР - 62,7% (это там, где правил людоед Бокасса)
Фиджи - 53%
Уганда - 44,4%
Свазиленд - 81,8%
Руанда - 43,4%
Республика Конго - 51,4%
Папуа-Новая Гвинея - 68,4%
Нигерия - 37,7%
Намибия - 73,4%
Малави - 55%
Либерия - 76%
Лесото - 50%
Кения - 59,6%
Зимбабве - 66,8%
Замбия - 67,8%
Демократическая Республика Конго - 48,1%
Гана - 60,8%
Ботсвана - 65,6%

Не помог им почему-то протестантизм.

И не факт, что представления 16-го века сильно влияют на нынешнее экономическое поведение. В современных западных протестантских странах население по уши в долгах и кредитах. И в этом не уступают православным или мусульманам. И где их трудовая этика?

И почему Германию отнесли к протестантским странам?. Там протестантов 35% всего. В Баварии или Австрии протестантов вообще никогда не было. И как это им помешало?

Date: 2017-10-31 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] derik-536.livejournal.com
А при чем "трудовая этика" к капитализму и обсуждаемой теме? Трудиться ни одна "этика" не запврещает. Тут ключевым является признание общего или личного первичным, что во всех западнохристианских "этиках" "личное первичней общего", а у протестантов, лютеран и их вариациях особено. Но это необходимое, но не достаточное условие экономического (и эволюционного в общем) успеха. Так что перечисленные вами страны совершенно не разрушают изложеное в посте (хотя в нем есть много других неточностей, я описал в своих комментах часть), а толькоСОЧАЙШУЮ ВЕРОЯТНОСТЬ (но не 100%) достижения эволюционного успеха особено в условиях эры капитализма. Все остальные (незападнохристианские системы ценностей) дают гораздо меньшую вероятность близкую к нулю (при естественном развитии).

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-10-31 09:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2017-11-01 07:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hodir.livejournal.com - Date: 2017-11-01 07:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-10-31 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com
Маловата база для "прочих православных стран" - одна-единственная Греция. По большому счету надо бы добавить в исследование другие православные страны: Болгарию, Румынию, Сербию, Черногорию, Грузию, Украину и т.д.
Edited Date: 2017-10-31 01:19 pm (UTC)

Date: 2017-10-31 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com
Плюс к протестантам приплюсовать пол африки. Православные тогда вообще будут впереди с разгромным счётом

(no subject)

From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com - Date: 2017-10-31 08:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-10-31 09:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com - Date: 2017-11-01 07:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-11-01 08:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexander-shtr.livejournal.com - Date: 2017-11-02 02:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glocester-road.livejournal.com - Date: 2017-10-31 04:50 pm (UTC) - Expand

Грузия

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2017-10-31 07:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-10-31 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] manyunya1116.livejournal.com
В связи с темой у меня возник вопрос: имеет ли отношение иудаизм к уникальной способности евреев сохранять свою идентичность, культуру и традиции, не растворяясь в других народах? Необыкновенная, уникальная стойкость и способность избегать ассимиляции. Скорее всего причина именно в религии, на мой взгляд.

Date: 2017-10-31 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com
А что в этом хорошего?

(no subject)

From: [identity profile] misha-shatsky.livejournal.com - Date: 2017-11-01 12:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-11-01 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-shatsky.livejournal.com - Date: 2017-11-01 02:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-11-01 03:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-shatsky.livejournal.com - Date: 2017-11-02 10:14 am (UTC) - Expand

Date: 2017-10-31 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com
Кстати, вот схема, показывающая процент проголосовавших за партию Гитлера на выборах 1933 года:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Парламентские_выборы_в_Германии_(1933,_март)#/media/File:NSDAP_Wahl_1933.png
Больше всего за любимого Фюрера проголосовали именно протестантские регионы. Давайте из этого тоже глубокомысленные выводы сделаем.

А так же из того факта, что в футбол лучше всего играют католики. Напишем книгу. "Футбол и дух католицизма". Заставим перейти в католичество сборную России. И кубок мира у нас в кармане.

Date: 2017-10-31 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com
1933 г и "глубокомысленные выводы" - ошибка нерепрезентативности.

Этой ошибки избегает автор статьи.

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-11-01 05:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com - Date: 2017-11-01 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-mnogogreshny.livejournal.com - Date: 2017-11-01 08:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] onlyfreedigits.livejournal.com - Date: 2017-11-02 02:05 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] asymptotical.livejournal.com
"Если ошибку Владимира Первого можно понять и простить (поскольку у него тогда не было возможности заглянуть на столетия вперед и предвидеть драматические повороты будущей истории), то чем можно объяснить стратегическую ошибку Владимира Четвертого, совершаемую при наличии более чем убедительных провальных результатов православия в тысячелетнем экономическом соревновании?"

Ответ очень простой:
Владимир Первый думал о своем народе, в первую очередь.
Владимир Четвертый думает о себе, в первую очередь.
А народ для него - это стадо баранов. И чем глупее оно будет, тем легче ими управлять.
From: [identity profile] porcospina.livejournal.com
А как же история со слепотой и лечением оной? Народ там не участвовал. Кто знает, о чём Владимир тогда думал.

Эмоции и состоятельность

Date: 2017-10-31 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] selbstdenken.livejournal.com
Прослушивая (последнюю) лекцию вот из этого

http://slovo-bogoslova.ru/video/svoeobrazie-russkoy-kultury/

цикла, заметил ещё такую (предположительную) закономерность. Степень восприятия представителей других конфессий в качестве "чужаков", "недочеловеков", "неполноценных" верующих - от сравнительно небольшой в протестантизме (причём, что характерно, даже в детерминистских его направлениях) до максимальной (в целом) в исламе - коррелирует совершенно аналогичным образом с макроэкономическими показателями.

В этом смысле отчасти поддержу п.1 из комментария derik_536 выше. Религии - вне зависимости, признаём ли мы их трансцендентный аспект или нет - действительно "накладываются" на глубинные эмоциональные предпосылки.

Date: 2017-10-31 02:20 pm (UTC)
From: (Anonymous)
То есть в этом контексте вы рассматриваете попытку коммунистов создать новую систему верований и новую этику как сознательное или интуитивное решение вопросов деловой этики и мотивации к накоплению материальных благ?
(deleted comment)
From: [identity profile] misha-shatsky.livejournal.com
Возможно, Вы и правы, но все-таки аргументация с помощью одних только фильмов, в том числе и "документальных", притом единичных - производит несколько странное впечатление.
Касательно же Швейцарии - в XIX веке там множество русских визитеров побывало, а эмигранты живали подолгу.Имеется много мемуаров - и нигде нет никаких указаний на какую-то особенную нищету по сравнению с соседями (Франция, Южная Германия).
Касательно Норвегии - да, жили бедно, но ведь экспедиции Нансена и Амундсена были осуществлены на деньги, собранные по общественной подписке - так что о крайней нищете вряд ли можно говорить.И характерно замечание в старой энциклопедии, относящееся к Исландии (вот там действительно была бедность) и Северной Норвегии : "Школ нет, но всё население грамотно - дети учатся от родителей".Характерная черта! и без всяких углеводородов.
P.S.Фильмы "документальные" - в кавычках, потому что в большинстве случаев они просто пропагандистские.Режиссер явно проводит определенный взгляд на вещи и определенную идею.А на вопрос "к чему Вы стремитесь?" обычно с гордостью отвечает "Я хочу сделать мир хотя бы несколько лучше".Похвально, но документалистика тут не присутствует.

Комментарий

Date: 2017-10-31 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] m-anuchin.livejournal.com
Религии есть формы реализации у народов общечеловеческих ценностей и от них путь к демократическим стандартам. У протестантов меньше бюрократии и чиновничества, чем в других основных религиях, ислам "заурегулировал" всю жизнь верующих в него. Все это налагается и на многое другое: исторические, физиологические, психологические особенности народов, географию, климат, прочее...

Date: 2017-10-31 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] petya-d.livejournal.com
Очень интересно, спасибо!
Конечно, то как люди живут определяется в большой степени тем во что (как) они веруют.

Тут, если оставатся в мирской (светской) картине мира, возникают по меньшей мере два вопроса:

1) Включение одной только Греции как представительнице православного мира как-то маловато. Но вообще, не совсем понятно как посчитать ВВП/душу населения для Греции, Болгарии, Сербии, Крита и т.д. на период 14-19 вв. Допустим, многое записано в архивах Османской империи, и, в лучшем случае, есть информация по регионам. Но оттуда выудить ВВП/д.н. по национальстям, наверное, дело непростое.

2) Вообще, непонятно, явлется ли ВВП критерием для "стратегической упешности", а и когда нужно "ожидать успеха" - вчера, сегодня, завтра, на бесконечности...

Date: 2017-10-31 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
https://aillarionov.livejournal.com/1024239.html?thread=89618415#t89618415

Date: 2017-10-31 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] andrewefi.livejournal.com
Влияние религии на прогресс с несколько иных позиций рассмотрено мною тут (http://andrewefi.livejournal.com/19241.html?thread=1608233).
From: [identity profile] e-volegova.livejournal.com
«Белковские среды»:
О.Журавлёва
― Скажите, пожалуйста, а можно ли говорить о какой-то политической программе и Навального, и Собчак? Кто из них левый, кто правый?
С.Белковский
― Не, ну слушайте, ну, подождите. Я не представляю Навального, поэтому я не буду говорить про его программу.
А про программу Собчак мы с вами поговорим через неделю, потому что пока я не имею к ней никакого отношения, но надеюсь иметь.
О.Журавлёва
― Хорошо. А какая программа, по-вашему, вообще в нашей стране?..
С.Белковский
― Основные положения программы – это ликвидация Русской Православной Церкви Московского Патриархата и похороны Ленина. Нужно полностью расстаться с советским прошлым.
О.Журавлёва
― Именно при помощи отмены РПЦ?
С.Белковский
― Ну, РПЦ является элементом советского прошлого, поскольку она основана товарищем Сталиным в 1943 году. Конечно.
О.Журавлёва
― А то, что при советской власти отношение к РПЦ было несколько иным, не имеет значения?
С.Белковский
― Я не говорю об отмене православия, адептом которого являюсь (я сам верующий человек). А об отмене института РПЦ МП.
О.Журавлёва
― И что тогда на этом месте должно быть? Просто очень интересно. Мы с Александром Глебовичем тут каждую среду про РПЦ чего-нибудь да говорим.
С.Белковский
― Конфедерация независимых приходов по протестантскому принципу.
О.Журавлёва
― То есть православная церковь должна перейти, как бы, в протестантство своеобразное?
С.Белковский
― Ну, в некое подобие. Ну, не, конечно, не в полное протестантство, поскольку существует догматическая разница между РПЦ и протестантством.
О.Журавлёва
― Это я согласна, здесь нет сомнений. Так, значит, и вынести Ленина?
С.Белковский
― Ну, похоронить. Что значит «вынести»? Похоронить.
О.Журавлёва
― Ну, я имею в виду убрать из мавзолея и похоронить как полагается.
С.Белковский
― Ну да. Нужно подвести черту под тоталитарной эпохой. Нужно запретить Иосифа Виссарионовича Сталина и похоронить Владимира Ильича Ленина на Волжском кладбище.
О.Журавлёва
― Скажите, а есть еще какие-то точки, где вы считаете нужным… Вот, вы уже Сталина добавили. ...запретить Сталина? А как вы себе это представляете? В смысле памятники? Упоминание имени? Что?
С.Белковский
― Как в Германии Гитлер, да.
О.Журавлёва
― В публичном пространстве упоминать Сталина нельзя?
С.Белковский
― Не упоминать, а упоминать его в позитивном плане.
О.Журавлёва
― О как! Так это вообще получается совсем не либеральный подход, если что-то будет так…
С.Белковский
― Нет. А я либералом и не был. Нет, вы спросили меня не про программу Собчак, о которой мне неизвестно, а о моих подходах, к которым вопрос.
О.Журавлёва
― Да, естественно. Ну, тогда давайте о ваших подходах, потому что мы не можем пока говорить о какой-то официальной программе. Что еще может быть предложено, вот, по-вашему, для прощания с прошлым советским?
С.Белковский
― Ну, собственно, отмену самого принципа отношений государства и народа как субъекта и объекта насилия. Народ должен перестать относиться к государству как к субъекту насилия. Он должен перестать уважать государство.
From: [identity profile] hodir.livejournal.com
Говорят, он алкаш. Это многое объясняет.
From: (Anonymous)
Ровно 500 лет спустя после великого деяния Мартина Лютера, 31 октября 2017 года, Андрей Илларионов прибил свои тезисы против торговли святыми мощами и за реформу православной церкви на страницах своего блога в LiveJournal.

Реформация в России началась!
From: [identity profile] e-volegova.livejournal.com
Патриарх Кирилл рассказал, что в скором времени люди поделятся на две расы — рабов и господ.
(3 часа назад, на открытии 21-го Всемирного русского народного собора)
https://www.facebook.com/tvrain/posts/10155422407773800
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

anillarionov: (Default)
ANDREI N ILLARIONOV

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 10th, 2026 01:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios