А.Солженицын об «украинском вопросе».
Из книги «Как нам обустроить Россию?», 1990 г.:
Слово к украинцам и белорусам
К тем и другим я обращаюсь не извне, а как свой.
Да народ наш и разделялся на три ветви лишь по грозной беде монгольского нашествия да польской колонизации. Это всё – придуманная невдавне фальшь, что чуть не с IX века существовал особый украинский народ с особым не-русским языком. Мы все вместе истекли из драгоценного Киева, "откуду русская земля стала есть", по летописи Нестора, откуда и засветило нам христианство. Одни и те же князья правили нами: Ярослав Мудрый разделял между сыновьями Киев, Новгород и всё протяжение от Чернигова до Рязани, Мурома и Белоозера; Владимир Мономах был одновременно и киевский князь, и ростово-суздальский; и такое же единство в служении митрополитов. Народ Киевской Руси и создал Московское государство. В Литве и Польше белорусы и малороссы сознавали себя русскими и боролись против ополяченья и окатоличенья. Возврат этих земель в Россию был всеми тогда осознаваем как воссоединение.
Да, больно и позорно вспомнить указы времён Александра II (1863, 1876) о запрете украинского языка в публицистике, а затем и в литературе, – но это не продержалось долго, и это было из тех умопомрачных окостенений и в управительной, и в церковной политике, которые подготовляли падение российского государственного строя.
Однако и суетно-социалистическая Рада 1917 года составилась соглашением политиков, а не была народно избрана. И когда, переступив от федерации, объявила выход Украины из России – она не опрашивала всенародного мнения.
Мне уже пришлось отвечать эмигрантским украинским националистам, которые втверживают Америке, что "коммунизм – это миф, весь мир хотят захватить не коммунисты, а русские" (и вот – "русские" уже захватили Китай и Тибет, так и стоит уже 30 лет в законе американского Сената). Коммунизм – это такой миф, который и русские, и украинцы испытали на своей шее в застенках ЧК с 1918 года. Такой миф, что выгреб в Поволжье даже семенное зерно и отдал 29 русских губерний засухе и вымирательному голоду 1921-22 года. И тот же самый миф предательски затолкал Украину в такой же беспощадный голод 1932-33. И вместе перенеся от коммунистов общую кнуто-расстрельную коллективизацию, – неужели мы этими кровными страданиями не соединены?
В Австрии и в 1848-м галичане ещё называли свой национальный совет – "Головна Русска Рада". Но затем в отторгнутой Галиции, при австрийской подтравке, были выращены искажённый украинский ненародный язык, нашпигованный немецкими и польскими словами, и соблазн отучить карпатороссов от русской речи, и соблазн полного всеукраинского сепаратизма, который у вождей нынешней эмиграции прорывается то лубочным невежеством, что Владимир Святой "был украинец", то уже невменяемым накалом: нехай живе коммунизм, абы сгубились москали!
Ещё бы нам не разделить боль за смертные муки Украины в советское время. Но откуда этот замах: по живому отрубить Украину (и ту, где сроду старой Украины не было, как "Дикое Поле" кочевников – Новороссия, или Крым, Донбасс и чуть не до Каспийского моря). И если "самоопределение нации" – так нация и должна свою судьбу определять сама. Без всенародного голосования – этого не решить.
Сегодня отделять Украину – значит резать через миллионы семей и людей: какая перемесь населения; целые области с русским перевесом; сколько людей, затрудняющихся выбрать себе национальность из двух; сколькие – смешанного происхождения; сколько смешанных браков – да их никто "смешанными" до сих пор не считал. В толще основного населения нет и тени нетерпимости между украинцами и русскими.
Братья! Не надо этого жестокого раздела! – это помрачение коммунистических лет. Мы вместе перестрадали советское время, вместе попали в этот котлован – вместе и выберемся.
И за два века – какое множество выдающихся имён на пересечении наших двух культур. Как формулировал М.П. Драгоманов: "Неразделимо, но и не смесимо". С дружелюбием и радостью должен быть распахнут путь украинской и белорусской культуре не только на территории Украины и Белоруссии, но и Великороссии. Никакой насильственной русификации (но и никакой насильственной украинизации, как с конца 20-х годов), ничем не стеснённое развитие параллельных культур, и школьные классы на обоих языках, по выбору родителей.
Конечно, если б украинский народ действительно пожелал отделиться – никто не посмеет удерживать его силой. Но – разнообразна эта обширность, и только местное население может решать судьбу своей местности, своей области, – а каждое новообразуемое при том национальное меньшинство в этой местности – должно встретить такое же ненасилие к себе.
Ответ Cвятославу Караванскому, 27 октября 1990 г.:
Сейчас, когда на Западной Украине валят памятники Ленину (туда им и дорога!), – почему же западные украинцы страстнее всех хотят, чтобы Украина имела именно л е н и н с к и е границы, дарованные ей батюшкой Лениным, когда он искал как-то ублаготворить ее за лишение независимости – и прирезал к ней от веку Украиной не бывшие Новороссию (Югороссию), Донбасс (оторвать бассейн Донца от донских "контрреволюционных" влияний) и значительные части Левобережья. (А Хрущев с маху "подарил" и Крым.) И теперь украинские националисты броней стоят за эти "священные" ленинские границы?
Я пишу в статье (никем как будто не прочтено): "Конечно, если б украинский народ действительно пожелал отделиться – никто не посмеет удерживать его силой. Но разнообразна эта обширность, и только местное население может решать судьбу своей местности, своей области". И за это я – "закукуриченный империалист"? А те, кто запрещает народное волеизъявление и даже почему-то боится его, те – демократы и свободолюбцы, так??
В такой разъяренной обстановке нельзя обсуждать сложнейший вопрос, где наши два народа срослись по миллионам семей, по сотням местностей.
Из интервью с В.Т.Третьяковым для еженедельника "Московские новости", 28 апр./4 мая 2006 г.:
Происходящее на Украине, ещё от фальшиво построенной формулировки для референдума 1991 года (я уже об этом писал и говорил), составляет мою постоянную горечь и боль. Фанатическое подавление и преследование русского языка (который в прошлых опросах был признан своим основным более чем 60% населения Украины) является просто зверской мерой, да и направленной против культурной перспективы самой Украины. Огромные просторы, никогда не относившиеся к исторической Украине, как Новороссия, Крым и весь Юго-Восточный край, насильственно втиснуты в состав нынешнего украинского государства и в его политику жадно желаемого вступления в НАТО. За всё время Ельцина ни одна его встреча с украинскими президентами не обошлась без капитуляций и уступок с его стороны. Изживание Черноморского флота из Севастополя (никогда и при Хрущёве не уступленного УССР) является низменным злостным надругательством над всей русской историей XIX и ХХ веков.
При всех этих условиях Россия ни в какой форме не смеет равнодушно предать многомиллионное русское население на Украине, отречься от нашего единства с ним.
http://www.rg.ru/2014/05/16/solzhenitsyn.html
Из книги «Россия в обвале», 1998 г.:
О Крыме
В самостоятельном развитии — дай Бог Украине всяческого успеха. Отяжелительная ошибка ее — именно в этом непомерном расширении на земли, которые никогда до Ленина Украиной не были: две Донецкие области, вся южная полоса Новороссии (Мелитополь-Херсон-Одесса) и Крым.
(Принятие хрущевского подарка — по меньшей мере недобросовестно, присвоение Севастополя вопреки, не говорю, русским жертвам, но и советским юридическим документам, — государственное воровство)…
Сколькие русские с негодованием и ужасом пережили эту безвольную, никак не оспоренную, ни малейше опротестованную, по дряблости нашей тогдашней дипломатии, в 24 часа отдачу Крыма. И предательство его при каждом потом крымском конфликте. И беспрекословную, без малейших политических шагов, отдачу Севастополя, алмаза русской военной доблести. Злодейство это совершено нашей же выборной властью — однако и мы же, граждане, не воспротивились вовремя. И теперь на долгое обозримое время ближайшим поколениям с этим придется примириться…
Изживание Черноморского флота из Севастополя является низменным злостным надругательством над всей русской историей XIX и ХХ веков. При всех этих условиях Россия ни в какой форме не смеет равнодушно предать многомиллионное русское население на Украине, отречься от нашего единства с ним.
О русском языке
Украинские власти выбрали путь усиленного притеснения русского языка. Ему не только отказали стать вторым официальным государственным, но его энергично вытесняют из радиовещания, телевидения, из печати. В вузах от вступительного экзамена до дипломного проекта — все только по-украински, а коли терминологии не хватает — выкручивайся. Из школьных учебных программ русский язык — где исключают нацело, где сводят до «иностранного», до факультативного; полностью исключили историю Российского государства, а из программы по литературе — едва ли не всю русскую классику. Звучат такие обвинения, как «лингвистическая российская агрессия» и «русифицированные украинцы — пятая колонна». Так — начинается не с методического подъема украинской культуры, а с подавления русской. И упорно теснят Украинскую православную Церковь, ту, что осталась верна Московской Патриархии, с ее 70% украинских православных…
Фанатическое подавление и преследование русского языка (который в прошлых опросах был признан своим основным более чем 60% населения Украины) является просто зверской мерой, да и направленной против культурной перспективы самой Украины.
Об украинском языке
В отторгнутой Галиции, при австрийской подтравке, были выращены искаженный украинский ненародный язык, нашпигованный немецкими и польскими словами…
Даже этнически украинское население во многом не владеет или не пользуется украинским языком. Значит, предстоит найти меры перевести на украинский язык всех номинальных украинцев. Затем, очевидно, станет задача переводить на украинский язык и русских (а это уже — не без насилия)? Затем: украинский язык поныне еще не пророс по вертикали в высшие слои науки, техники, культуры — надо выполнить и эту задачу. Но и более: надо сделать украинский язык и необходимым в международном общении. Пожалуй, все эти культурные задачи потребуют более чем одного столетия? А пока что мы читаем сообщения о притеснении русских школ, даже хулиганских нападениях на русские школы, о пресечении трансляции русского телевидения местами, и вплоть до запрета библиотекарям разговаривать с читателями по-русски, — неужто же это путь развития украинской культуры?
О планах Запада
Антирусская позиция Украины — это как раз то, что и нужно Соединенным Штатам. Украинские власти подыгрывают услужливо американской цели ослабить Россию. Так и дошло быстро — до «особых отношений Украины с НАТО» и до учений американского флота в Черном море. Поневоле вспомнишь бессмертный план Парвуса 1915 года: использовать украинский сепаратизм для успешного развала России…
http://www.kp.ru/daily/26209.4/3093851/
П.С.
— Я высоко ценю ваш приезд,— сказал писатель.— У вас миллион забот, и я не представляю, как вы смогли выбраться ко мне.
Владимир Путин не стал опровергать эти слова. Он поблагодарил писателя за то, что тот "согласился встретиться". Такого рода благодарности Александр Солженицын заслужил, если не ошибаюсь, первым из каких бы то ни было собеседников Владимира Путина.
— Я обратил внимание писателя на то, что некоторые шаги, которые мы делаем сегодня, во многом созвучны с тем, что писал Солженицын,— сказал Владимир Путин после этой встречи.
Надеюсь, он имел в виду труд Александра Солженицына "Как обустроить Россию", а не "В круге первом".
http://www.kommersant.ru/doc/773555
Из книги «Как нам обустроить Россию?», 1990 г.:
Слово к украинцам и белорусам
К тем и другим я обращаюсь не извне, а как свой.
Да народ наш и разделялся на три ветви лишь по грозной беде монгольского нашествия да польской колонизации. Это всё – придуманная невдавне фальшь, что чуть не с IX века существовал особый украинский народ с особым не-русским языком. Мы все вместе истекли из драгоценного Киева, "откуду русская земля стала есть", по летописи Нестора, откуда и засветило нам христианство. Одни и те же князья правили нами: Ярослав Мудрый разделял между сыновьями Киев, Новгород и всё протяжение от Чернигова до Рязани, Мурома и Белоозера; Владимир Мономах был одновременно и киевский князь, и ростово-суздальский; и такое же единство в служении митрополитов. Народ Киевской Руси и создал Московское государство. В Литве и Польше белорусы и малороссы сознавали себя русскими и боролись против ополяченья и окатоличенья. Возврат этих земель в Россию был всеми тогда осознаваем как воссоединение.
Да, больно и позорно вспомнить указы времён Александра II (1863, 1876) о запрете украинского языка в публицистике, а затем и в литературе, – но это не продержалось долго, и это было из тех умопомрачных окостенений и в управительной, и в церковной политике, которые подготовляли падение российского государственного строя.
Однако и суетно-социалистическая Рада 1917 года составилась соглашением политиков, а не была народно избрана. И когда, переступив от федерации, объявила выход Украины из России – она не опрашивала всенародного мнения.
Мне уже пришлось отвечать эмигрантским украинским националистам, которые втверживают Америке, что "коммунизм – это миф, весь мир хотят захватить не коммунисты, а русские" (и вот – "русские" уже захватили Китай и Тибет, так и стоит уже 30 лет в законе американского Сената). Коммунизм – это такой миф, который и русские, и украинцы испытали на своей шее в застенках ЧК с 1918 года. Такой миф, что выгреб в Поволжье даже семенное зерно и отдал 29 русских губерний засухе и вымирательному голоду 1921-22 года. И тот же самый миф предательски затолкал Украину в такой же беспощадный голод 1932-33. И вместе перенеся от коммунистов общую кнуто-расстрельную коллективизацию, – неужели мы этими кровными страданиями не соединены?
В Австрии и в 1848-м галичане ещё называли свой национальный совет – "Головна Русска Рада". Но затем в отторгнутой Галиции, при австрийской подтравке, были выращены искажённый украинский ненародный язык, нашпигованный немецкими и польскими словами, и соблазн отучить карпатороссов от русской речи, и соблазн полного всеукраинского сепаратизма, который у вождей нынешней эмиграции прорывается то лубочным невежеством, что Владимир Святой "был украинец", то уже невменяемым накалом: нехай живе коммунизм, абы сгубились москали!
Ещё бы нам не разделить боль за смертные муки Украины в советское время. Но откуда этот замах: по живому отрубить Украину (и ту, где сроду старой Украины не было, как "Дикое Поле" кочевников – Новороссия, или Крым, Донбасс и чуть не до Каспийского моря). И если "самоопределение нации" – так нация и должна свою судьбу определять сама. Без всенародного голосования – этого не решить.
Сегодня отделять Украину – значит резать через миллионы семей и людей: какая перемесь населения; целые области с русским перевесом; сколько людей, затрудняющихся выбрать себе национальность из двух; сколькие – смешанного происхождения; сколько смешанных браков – да их никто "смешанными" до сих пор не считал. В толще основного населения нет и тени нетерпимости между украинцами и русскими.
Братья! Не надо этого жестокого раздела! – это помрачение коммунистических лет. Мы вместе перестрадали советское время, вместе попали в этот котлован – вместе и выберемся.
И за два века – какое множество выдающихся имён на пересечении наших двух культур. Как формулировал М.П. Драгоманов: "Неразделимо, но и не смесимо". С дружелюбием и радостью должен быть распахнут путь украинской и белорусской культуре не только на территории Украины и Белоруссии, но и Великороссии. Никакой насильственной русификации (но и никакой насильственной украинизации, как с конца 20-х годов), ничем не стеснённое развитие параллельных культур, и школьные классы на обоих языках, по выбору родителей.
Конечно, если б украинский народ действительно пожелал отделиться – никто не посмеет удерживать его силой. Но – разнообразна эта обширность, и только местное население может решать судьбу своей местности, своей области, – а каждое новообразуемое при том национальное меньшинство в этой местности – должно встретить такое же ненасилие к себе.
Ответ Cвятославу Караванскому, 27 октября 1990 г.:
Сейчас, когда на Западной Украине валят памятники Ленину (туда им и дорога!), – почему же западные украинцы страстнее всех хотят, чтобы Украина имела именно л е н и н с к и е границы, дарованные ей батюшкой Лениным, когда он искал как-то ублаготворить ее за лишение независимости – и прирезал к ней от веку Украиной не бывшие Новороссию (Югороссию), Донбасс (оторвать бассейн Донца от донских "контрреволюционных" влияний) и значительные части Левобережья. (А Хрущев с маху "подарил" и Крым.) И теперь украинские националисты броней стоят за эти "священные" ленинские границы?
Я пишу в статье (никем как будто не прочтено): "Конечно, если б украинский народ действительно пожелал отделиться – никто не посмеет удерживать его силой. Но разнообразна эта обширность, и только местное население может решать судьбу своей местности, своей области". И за это я – "закукуриченный империалист"? А те, кто запрещает народное волеизъявление и даже почему-то боится его, те – демократы и свободолюбцы, так??
В такой разъяренной обстановке нельзя обсуждать сложнейший вопрос, где наши два народа срослись по миллионам семей, по сотням местностей.
Из интервью с В.Т.Третьяковым для еженедельника "Московские новости", 28 апр./4 мая 2006 г.:
Происходящее на Украине, ещё от фальшиво построенной формулировки для референдума 1991 года (я уже об этом писал и говорил), составляет мою постоянную горечь и боль. Фанатическое подавление и преследование русского языка (который в прошлых опросах был признан своим основным более чем 60% населения Украины) является просто зверской мерой, да и направленной против культурной перспективы самой Украины. Огромные просторы, никогда не относившиеся к исторической Украине, как Новороссия, Крым и весь Юго-Восточный край, насильственно втиснуты в состав нынешнего украинского государства и в его политику жадно желаемого вступления в НАТО. За всё время Ельцина ни одна его встреча с украинскими президентами не обошлась без капитуляций и уступок с его стороны. Изживание Черноморского флота из Севастополя (никогда и при Хрущёве не уступленного УССР) является низменным злостным надругательством над всей русской историей XIX и ХХ веков.
При всех этих условиях Россия ни в какой форме не смеет равнодушно предать многомиллионное русское население на Украине, отречься от нашего единства с ним.
http://www.rg.ru/2014/05/16/solzhenitsyn.html
Из книги «Россия в обвале», 1998 г.:
О Крыме
В самостоятельном развитии — дай Бог Украине всяческого успеха. Отяжелительная ошибка ее — именно в этом непомерном расширении на земли, которые никогда до Ленина Украиной не были: две Донецкие области, вся южная полоса Новороссии (Мелитополь-Херсон-Одесса) и Крым.
(Принятие хрущевского подарка — по меньшей мере недобросовестно, присвоение Севастополя вопреки, не говорю, русским жертвам, но и советским юридическим документам, — государственное воровство)…
Сколькие русские с негодованием и ужасом пережили эту безвольную, никак не оспоренную, ни малейше опротестованную, по дряблости нашей тогдашней дипломатии, в 24 часа отдачу Крыма. И предательство его при каждом потом крымском конфликте. И беспрекословную, без малейших политических шагов, отдачу Севастополя, алмаза русской военной доблести. Злодейство это совершено нашей же выборной властью — однако и мы же, граждане, не воспротивились вовремя. И теперь на долгое обозримое время ближайшим поколениям с этим придется примириться…
Изживание Черноморского флота из Севастополя является низменным злостным надругательством над всей русской историей XIX и ХХ веков. При всех этих условиях Россия ни в какой форме не смеет равнодушно предать многомиллионное русское население на Украине, отречься от нашего единства с ним.
О русском языке
Украинские власти выбрали путь усиленного притеснения русского языка. Ему не только отказали стать вторым официальным государственным, но его энергично вытесняют из радиовещания, телевидения, из печати. В вузах от вступительного экзамена до дипломного проекта — все только по-украински, а коли терминологии не хватает — выкручивайся. Из школьных учебных программ русский язык — где исключают нацело, где сводят до «иностранного», до факультативного; полностью исключили историю Российского государства, а из программы по литературе — едва ли не всю русскую классику. Звучат такие обвинения, как «лингвистическая российская агрессия» и «русифицированные украинцы — пятая колонна». Так — начинается не с методического подъема украинской культуры, а с подавления русской. И упорно теснят Украинскую православную Церковь, ту, что осталась верна Московской Патриархии, с ее 70% украинских православных…
Фанатическое подавление и преследование русского языка (который в прошлых опросах был признан своим основным более чем 60% населения Украины) является просто зверской мерой, да и направленной против культурной перспективы самой Украины.
Об украинском языке
В отторгнутой Галиции, при австрийской подтравке, были выращены искаженный украинский ненародный язык, нашпигованный немецкими и польскими словами…
Даже этнически украинское население во многом не владеет или не пользуется украинским языком. Значит, предстоит найти меры перевести на украинский язык всех номинальных украинцев. Затем, очевидно, станет задача переводить на украинский язык и русских (а это уже — не без насилия)? Затем: украинский язык поныне еще не пророс по вертикали в высшие слои науки, техники, культуры — надо выполнить и эту задачу. Но и более: надо сделать украинский язык и необходимым в международном общении. Пожалуй, все эти культурные задачи потребуют более чем одного столетия? А пока что мы читаем сообщения о притеснении русских школ, даже хулиганских нападениях на русские школы, о пресечении трансляции русского телевидения местами, и вплоть до запрета библиотекарям разговаривать с читателями по-русски, — неужто же это путь развития украинской культуры?
О планах Запада
Антирусская позиция Украины — это как раз то, что и нужно Соединенным Штатам. Украинские власти подыгрывают услужливо американской цели ослабить Россию. Так и дошло быстро — до «особых отношений Украины с НАТО» и до учений американского флота в Черном море. Поневоле вспомнишь бессмертный план Парвуса 1915 года: использовать украинский сепаратизм для успешного развала России…
http://www.kp.ru/daily/26209.4/3093851/
П.С.
— Я высоко ценю ваш приезд,— сказал писатель.— У вас миллион забот, и я не представляю, как вы смогли выбраться ко мне.
Владимир Путин не стал опровергать эти слова. Он поблагодарил писателя за то, что тот "согласился встретиться". Такого рода благодарности Александр Солженицын заслужил, если не ошибаюсь, первым из каких бы то ни было собеседников Владимира Путина.
— Я обратил внимание писателя на то, что некоторые шаги, которые мы делаем сегодня, во многом созвучны с тем, что писал Солженицын,— сказал Владимир Путин после этой встречи.
Надеюсь, он имел в виду труд Александра Солженицына "Как обустроить Россию", а не "В круге первом".
http://www.kommersant.ru/doc/773555
no subject
Date: 2015-02-07 04:47 pm (UTC)до людей вроде него не доходит, что опостылела нам империя и очень сильно хочется чтобы нас оставили в покое со своим "русским миром"
no subject
Date: 2015-02-07 07:00 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2015-02-08 10:38 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-07 06:10 pm (UTC)"Чукча, однако, не читатель..."
From:Re: "Чукча, однако, не читатель..."
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Война - она такая война.
From:Re: Война - она такая война.
From:(no subject)
From:почти оффтоп:))
From:Re: почти оффтоп:))
From:Re: почти оффтоп:))
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-07 04:55 pm (UTC)----------------------------------------------------------------------
Только России эти земли никогда до "возврата" не принадлежали. Такое вот незамысловатое вранье.
no subject
Date: 2015-02-07 05:00 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-07 05:42 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2015-02-07 07:42 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-07 05:00 pm (UTC)"Величие России" как то, что объединяет(ло) почти все политические силы (и интеллектуальные) в России.
Бокал заздравный поднимая,
Ещё раз выпить нам пора
Здоровье миротворца края...
Так много ж лет ему... Ура!
Пускай клеймят тебя позором
Надменный Запад и враги;
Ты мощен Руси приговором,
Ея ты славу береги!
(Некрасов)
Некрасов таки
Date: 2021-07-16 02:14 am (UTC)Я приблизился к стране,
Где не любят Гуттенберга
И находят вкус в говне.
Выпил русского настою,
Услыхал «е…ну мать»,
И пошли передо мною
Рожи русские плясать.
Некрасов_____________
no subject
Date: 2015-02-07 05:03 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-07 05:03 pm (UTC)А тут про безопасность в Европе вместе с Россией, популярная идея. Прошло почти тридцать лет.
no subject
Date: 2015-02-07 05:04 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-07 07:14 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2015-02-07 07:47 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2015-02-07 05:07 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-07 05:53 pm (UTC)А Солженицына, признаюсь, читать тяжело и почти невыносимо даже человеку, привычному к "многабукаф".
(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2015-02-07 07:32 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-07 05:07 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-07 05:09 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-07 05:12 pm (UTC)крыма* и его отделение? и как вписать наличие в советские времена членства украины и белоруссии в оон?
в этой же логике сочетаются гарантии по будапештскому меморандуму и гарантии нынешнего кремля...
Блестяще
Date: 2015-02-07 05:39 pm (UTC)Что это за народ такой?
От какого народа он отделился и к какому присоединился?
Попробуй разберись, если и русские и украинцы один народ.
Короче, мало кто выдерживает испытание публичностью. Иногда лучше жевать, чем говорить - даже если ты Солженицын.
no subject
Date: 2015-02-07 05:14 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-07 06:08 pm (UTC)От бесед с Путиным на тему как обустроить Россию Александр Исаич, как я понимаю, тоже не отказался. Чем спецслужбист и бывший коммунист Путин оказался лучше не служивших в КГБ коммунистов Горбачева и Ельцина - Солженицыну виднее.
Принцип "кровного единства" - хотите Вы того или нет - является основополагающим в идеологии нацизма. "Мирный" подход - это только первая ступень, академическое обоснование, после которого следующий шаг - насильственный возврат " по праву принадшежащего" абсолютно неизбежен.
Солженицын говорил о необохимости пересмотра границ Украины, настаивал на том, что Крым был "подарен" Хрущевым по прихоти, требовал проведения референдума отдельно в каждой области а, фактически, стремился к тому, что в одном из предыдущих постов в этом блоге сформулировал гораздо менее рафинированный современный имперец: "Уж если Украина потеряна, то пусть она будет максимально ослаблена, а еще лучше - безнадежно больна".
Попчтки академического (и литературного) обоснования нацизма, даже самые, казалось бы, "мирные" и отвлеченные, неизбежно приводят к кровавым последствиям. Даже если не ставить под сомнение намерения автора. А в данном случае, к сожалению, не поставить их под сомнение невозможно.
(no subject)
From:(no subject)
From:Возможно Вы правы, когда обвиняете Солженицына в дугин
From:(no subject)
From:"Я, например, только после ареста..."
From: (Anonymous) - Date: 2015-02-07 09:01 pm (UTC) - ExpandRe: "Я, например, только после ареста..."
From:Re: "Я, например, только после ареста..."
From:Re: "Я, например, только после ареста..."
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2015-02-07 09:44 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2015-02-07 08:24 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2015-02-07 09:08 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:На нераскрытый еще комментарий
From:Re: На нераскрытый еще комментарий
From:Подборка
Date: 2015-02-07 05:15 pm (UTC)Олександр Ісайович Солженіцин. Прояви великодержавних поглядів (http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%96%D1%86%D0%B8%D0%BD_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%86%D1%81%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.9F.D1.80.D0.BE.D1.8F.D0.B2.D0.B8_.D0.B2.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B6.D0.B0.D0.B2.D0.BD.D0.B8.D1.85_.D0.BF.D0.BE.D0.B3.D0.BB.D1.8F.D0.B4.D1.96.D0.B2)
no subject
Date: 2015-02-07 05:16 pm (UTC)-------------------------------------------------
В Литве и Польше были русины. Русский народ. Государственный народ. Со своей идентичностью, отличной от идентичности населения Московского княжества. Литва была не только княжеством Литовским, но и княжеством Русским.Гедимин был королем Литвы и Руси. Русины боролись против ополяченья и окатоличенья, но и боролись против Москвы за свою державу. Ну и сами становились католиками, не теряя русской идентичности. Скорина, Лев Сапега тому свидетельства.
no subject
Date: 2015-02-07 05:21 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-07 05:46 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-07 05:26 pm (UTC)И Толстой воевал на Кавказе. И Пушкин был имперцем. И Достоевский.
И я до поры до времени ))
no subject
Date: 2015-02-07 07:18 pm (UTC)но есть одно "но"
From:Re: но есть одно "но"
From:Re: но есть одно "но"
From:Re: но есть одно "но"
From:Re: но есть одно "но"
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-07 05:28 pm (UTC)И, кстати, о "ленинских границах, дарованных ей батюшкой Лениным" (с): всегда было интересно - почему украинцы должны быть благодарны человеку, одним росчерком пера отдавших их оккупантам, отчего они должны славить человека, угробившего их нарождавшуюся национальную революцию и чахлую государственность? И почему Солженицын связывал с именем Ленина западные границы Украины? Благодаря Ильичу, Украину таки изрядно обкорнали!
no subject
Date: 2015-02-07 08:12 pm (UTC)Но всё это туфта, территориальное деление внутри единого государства.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:если прочитать внимательнее
From:Нацистская пропаганда
Date: 2015-02-07 05:29 pm (UTC)Сидел он тоже, в общем, "за правильную мировую революцию".
Потом он решил, что существует правильный и неправильный русский мир. И помер. А сидевшие интеллектуалы померли ещё раньше.
И некому было ему сказать.
Он и сам себе противоречит в этом эпистолярном опусе: мы все русские, но есть, говорит, "пересечение двух культур" (про белорусов второпях позабыл вовсе, не до сантиментов).
Поляков, правда, отпустил восвояси, не стал заталкивать "в толщу". А мог бы, вспомнив про Дзержинского, сказать, что и поляки "вместе" пострадали от коммунистов, а не от русских, а уж сколько семей совместных украино-белорусско-польских создано, и немцев с татарами вместе били...
Эти мои замечания касаются только отдельных положений текста его письма, написанного по-доверительному: "как свой".
А по существу вопроса - нацистская пропаганда.
Но про Ивана Денисовича сильно изобразил, пишу это без иронии. Даже Хрущеву понравилось - а это, конечно, с иронией.
Аккомпанемент
Date: 2015-02-08 05:46 am (UTC)https://www.youtube.com/watch?v=ip37V-lEfeg
Мошенничество
From:"предать многомиллионное русское население"
Date: 2015-02-07 05:32 pm (UTC)Ведь не секрет, что с украинской стороны воюют преимущественно русскоязычные.
Как и не секрет, что за "ополченцев" воюет много выходцев с Северного Кавказа.
Такая вот "защита русского народа". Кого и от кого защищаем?
Пассаж про "только местное население может решать судьбу своей местности" - вообще за гранью. А как же Уральская республика, Курилы, Калининград, Татарстан - им тоже можно? А какой-нибудь приграничной деревне? Почему нет?
no subject
Date: 2015-02-07 05:34 pm (UTC)Он закончился гораздо раньше
Date: 2015-02-07 10:38 pm (UTC)http://nebov.livejournal.com/109541.html
Re: Ðн законÑилÑÑ Ð³Ð¾Ñаздо ÑанÑ
From: (Anonymous) - Date: 2015-02-09 03:22 pm (UTC) - ExpandRe: Ðн законÑилÑÑ Ð³Ð¾Ñаздо ÑанÑ
From:no subject
Date: 2015-02-07 05:36 pm (UTC)Основоположник?
Date: 2015-02-07 05:40 pm (UTC)Да и гораздо раньше (уже в "Архипелаге ГУЛАГ, написанном в 60е) Солженицын писал:
"Не вся Украина в её сегодняшних формальных советских границах есть действительно Украина. Какие-то левобережные области безусловно тяготеют к России. А уж Крым приписал к Украине Хрущёв и вовсе с дубу. А Карпатская (Червонная) Русь?" (Архипелаг ГУЛАГ, часть 5 гл. 2).
Я помнила, конечно (да, думаю, это вообще широко известный факт), что Солженицын был ярым имперцем, но вот что его высказывания сейчас практически текстуально используются путинской властью для обоснования концепции "Русского мира" - для этого, конечно, нужно было еще раз взглянуть на тексты. А они - действительно, можно сказать, "установочные".
Впрочем, если на минутку задуматься, в этом нет ничего особенно странного. "Интеллектуальная мода" на русский шовинизм, славянофильство имперского пошиба и прочую русопятость появилась в кругах советских спецслужб именно в 60е годы. Тогда стало позволено (не всем, конечно, но избранным) коллекционировать иконы, например. Ну, а лапти, резбу по дереву и прочую этнографический китч стал считаться признаком хорошего тона. Впрочем, и китчем подобное было не всегда. У высокопоставленных спецслужбистов, бывало, собирались целые антропологические коллекции вполне серьезной ценности.
Словом, то, что начиная с 60х гг., уже с "Архипелага" Солженицын все более настойчиво формулирует идее "кровного" (а если перестать стесняться и назвать вещи своими именами - то расистского) империализма, в принципе, удивлять не должно. Хотя, повторю, шок от прочтения приведенных в стартопике текстов все равно остается: уж больно точны (иногда - текстуальны!) совпадения с современной путинской пропагандой.
Интересно, а почему путинская пропагандистская команда не сочла нужным сослаться на авторитет Александра Исаича? (Вариант "не читали" не предлагать, Солженицы - это вам не Дугин какой-нибудь, которого, вполне возможно, действительно никто не читал, пока его не выволокли в центр внимания).
Неужто искренне хотели "выдать за свое"?!
Славой делиться не захотели?:)
Re: Основоположник?
Date: 2015-02-07 07:42 pm (UTC)Слово к украинцам и белорусам
Date: 2015-02-07 05:42 pm (UTC)https://www.youtube.com/watch?v=23NrwLArolM
Никогда я не считал себя украинцем
Date: 2015-02-07 05:48 pm (UTC)Что могу сказать. Ошибался старик Исаич - разные это народы - русские и украинцы. Дело даже не в языке. Мой отец по-украински при мне никогда не говорил. Просто он был ДРУГОЙ, не русский. Очень был важен для него быт, дом, семья. Извини, Исаич, но тут ты не прав...
Re: Никогда я не считал себя украинцем
Date: 2015-02-07 07:59 pm (UTC)Re: Никогда я не считал себя украинцем
From:Re: Никогда я не считал себя украинцем
From:Re: Никогда я не считал себя украинцем
From:Re: Никогда я не считал себя украинцем
From:Re: Никогда я не считал себя украинцем
From: