anillarionov: (Default)
[personal profile] anillarionov
Один из наиболее ярких примеров того, каких успехов может достичь настойчивая пропаганда, продемонстрировал недавно ВЦИОМ. В пресс-выпуске №2417 от 2 октября этого года социологическая служба, известная своим внимательным отношением к запросам власти, обнародовала результаты опроса граждан по следующему вопросу: «В этом году исполняется двадцать лет этим событиям. Припомните, пожалуйста, на чьей стороне были тогда ваши симпатии? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто знает или слышал об этих событиях)».

Полученные данные воспроизведены ниже, причем последняя строчка рассчитана мной как отношение числа сторонников Ельцина к числу сторонников Хасбулатова и Руцкого.

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 и старше
На стороне президента Ельцина 26 11 12 29 34 28
На стороне парламента, Хасбулатова, Руцкого 16 3 6 14 18 26
Соотношение  сторонников Ельцина, с одной стороны, и Хасбулатова и Руцкого, с другой 1,6:1 3,7:1 2:1 2,1:1 1,9:1 1,07:1

Нетрудно видеть, что лицам, попавшим в младшую возрастную когорту (18-24 года) в момент исторических событий, произошедших двадцать лет тому назад, было от 4 лет (самые старшие из них) до новорожденных, а также до еще нерожденных. Представить, что граждане, относящиеся к этой когорте, могут на самом деле припомнить, на чьей стороне были их симпатии, когда им было меньше 4 лет, а некоторых и вообще не было, непросто. Поэтому соотношение числа симпатизантов Ельцина и числа сторонников Хасбулатова-Руцкого в этой возрастной когорте (3,7 к 1) говорит не о том, какими были взгляды этих людей двадцать лет тому назад, а о том, какие взгляды удалось навязать представителям этой возрастной группы в последующие годы с помощью господствующей пропаганды.

В следующих трех возрастных когортах соотношение сторонников двух оппонировавших друг другу политических лагерей колеблется на уровне, близком к 2 к 1. На политические позиции граждан, относящихся к этим когортам, оказывают влияние как господствующая пропаганда, так и их личный опыт двадцатилетней давности.

Наконец, в старшей возрастной группе (60 лет и старше) перевес сторонников Ельцина над его оппонентами минимален (1,07 к 1). В эту когорту входят граждане, кто двадцать лет назад был уже полностью сформировавшимся с точки зрения своих политических предпочтений. Поэтому воздействие пропаганды на позиции этих людей было, очевидно, минимальным по сравнению с другими когортами.

Иными словами, изменение соотношения сторонников Ельцина и сторонников Хасбулатова-Руцкого при движении от старшей возрастной группы к младшей является своего рода показателем эффективности распространения и закрепления в сознании граждан младших возрастов желаемой для действующего политического режима картины мира.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2013-11-04 01:21 am (UTC)
From: [identity profile] provintiale.livejournal.com
А где вариант "чума на оба ваших дома"? По моим наблюдениям, реальное большинство населения придерживалось именно его тогда, да и сейчас - тем более.

Виноват, не посмотрел по ссылке когда писал. Ну да, так и есть. Только не совсем согласен, что госпропаганда работает только в сторону увеличения "сторонников Ельцина", во многом ее усилия сосредоточены на противопоставлении "стабильности" "лихим девяностым". Также не соглашусь, что старшая возрастная группа не подвержена ей.
Edited Date: 2013-11-04 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] podzavalsky.livejournal.com
"Чума" властвует сегодня. Я тоже в 90-е поддерживал Ельцина, а статьи Илларионова в "Финансовых известиях" вырезал и приносил читать руководству предприяти, антиельцинскому, хотя они обогатились именно в результате реформ. Недавно общался с коммунистом, который обвинил меня в предательстве Родины, якобы сегодня либералы у власти. На что я ответил: ты выходил на улицу в 1991 году? В 1993? Чтобы отстоять свои идеи ? Нет? - Вот ты и есть предатель своей партии!
Сегодня у власти наследники ГКЧП, они после 2000 года постепенно вернули всё на круги свои. Начали с гимна. У власти отнюдь не либералы, как пытаются представить некоторые недовольные, а на самом месте - пособники режима.

Date: 2013-11-04 01:22 am (UTC)
From: [identity profile] drug-detei.livejournal.com
А щас еще произойдет "закрепление пройденного материала" в форме "единого учебника истории"...

this way madness lies:(

Date: 2013-11-04 02:09 am (UTC)
From: [identity profile] susel2.livejournal.com
В это болото лучше вообще не лезть, утонем все:))
Я почитала дискуссию по поводу этого учебника и к своему откровенному ужасу поняла, что а) критики этого учебника знают историю ничуть не лучше его авторов; б) то, что предлагают критики (и то, в какой форме они критикуют учебник) порой серьезно ХУЖЕ проекта учебника; в) российская историческая наука так долго варилась в собственном соку, что последние идеи, изыскания, концепции и т.п., считающиеся признанными во всем остальном мире в России до сих пор - неслыханная ересь.

Честно говоря, выбирать просто не из чего. Сторонники учебника - путинские коллаборационисты и невежды. Противники учебника - анти-путинцы (разнообразные: он националистов до глобалистов, далее везде) и тоже невежды.

Дискуссия - спор шпрот в одной и той же банке о свойствах масла в разных точках по диаметру этой самой банки.

Re: this way madness lies:(

From: [identity profile] m-arch.livejournal.com - Date: 2013-11-04 04:49 am (UTC) - Expand

Re: this way madness lies:(

From: [identity profile] susel2.livejournal.com - Date: 2013-11-04 06:09 pm (UTC) - Expand

*проходя мимо*

From: [identity profile] yatsek.livejournal.com - Date: 2013-11-04 10:26 am (UTC) - Expand

Re: *проходя мимо*

From: [identity profile] susel2.livejournal.com - Date: 2013-11-05 12:06 am (UTC) - Expand

от 5 до 11?

Date: 2013-11-04 01:50 am (UTC)
From: [identity profile] susel2.livejournal.com
Честно говоря, когорта тех, кому во время событий было от 5 до 11 лет тоже едва ли могда сформировать реальное собственное мнение. У них могли сохраниться некие эмоциональные ассоциации, связанные с тем, что они видели по телевизору или с тем, что говорилось и происходило в семье, но реальные политические взгляды?! Сомнительно...
Ну, начиная с 9 лет - еще куда ни шло.. А вот те, что от 5 до 8 - это скорее туда, в когорту "до пяти", мне кажется. Так что эта цифра вообще очень мутная получается. Наиболее спорная из всех:))
Edited Date: 2013-11-04 01:51 am (UTC)
(deleted comment)

Как раз учел

Date: 2013-11-04 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
Родительское мнение - это не собственное мнение, сформировавшееся 20 лет назад, а внешняя по отношению к опрашиваемому пропаганда.

Date: 2013-11-04 02:14 am (UTC)
From: [identity profile] ocean-trader.livejournal.com
Несмотря на то, что в 1993 году мне было всего 16 лет, я был умён не по годам (жизнь заставила) и отчётливо помню что мои симпатии были на стороне Баркашова. Руцкого и Хасбулатова я вопринимал как временных соратников, от которых можно в дальнейшем избавиться.

Date: 2013-11-04 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] vchristolubov.livejournal.com
Оказалось-же, что вы избавились от всех,
кроме родственников и
односельчан Хазбулатова.

Date: 2013-11-04 02:38 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2013-11-04 02:48 am (UTC)
From: [identity profile] vvagr.livejournal.com
Какая такая особая промывка мозгов производилась после завершения самих событий? Может, освобождение сторонников парламента из тюрьмы и от ответственности - пример такой промывки?

Ничего эта таблица не означает в категориях выше 40, кроме того, что среди взрослых людей число сторонников Ельцина падало с ростом возраста.

А в категории ниже 35 - обычный пример для нашего общества, в котором социологи регулярно выявляют такие феномены. Вспомним значительный процент православных, не верящих в бога.

Date: 2013-11-04 04:16 am (UTC)
From: [identity profile] vir77.livejournal.com
А что не так с православными? Многие люди, принадлежащие к православной культуре, не верят в Бога.

(no subject)

From: [identity profile] bikinna.livejournal.com - Date: 2013-11-04 08:52 am (UTC) - Expand

вот это да!

From: [identity profile] susel2.livejournal.com - Date: 2013-11-05 12:08 am (UTC) - Expand

Re: вот это да!

From: [identity profile] bikinna.livejournal.com - Date: 2013-11-05 02:28 am (UTC) - Expand

Re: вот это да!

From: [identity profile] susel2.livejournal.com - Date: 2013-11-05 05:38 am (UTC) - Expand

но танки были

From: [identity profile] kabud.livejournal.com - Date: 2013-11-05 08:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-11-04 03:44 am (UTC)
From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com
Кстати. Тогда симпатии были на стороне Ельцина. Понял что к чему много позже.

Date: 2013-11-04 04:05 am (UTC)
From: [identity profile] klikunov-nd.livejournal.com
"Всего опрошено 1600 человек". У них цифры не "бьются"

Date: 2013-11-04 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] oimopoz.livejournal.com
Напомнило результаты опроса в Германии,там к Гитлеру больше симпатии проявляли те,кто родился после 1945,хотя согласитесь,никакого промывания мозгов про величие фюрера не было,а даже наоборот.
(deleted comment)

бизнес

Date: 2013-11-05 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] ljabik.livejournal.com
Социальный опрос специфический бизнес...

Date: 2013-11-04 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] liduk.livejournal.com
ваше утверждение строится на следующих ложных предположениях:
1. Здраво рассуждать о неких событиях может только современник событий, будучи сознательного возраста в момент этих событий.
2. Мнение современников тех событий - их собственное, а не пропагандистов того времени(как будто их не было тогда), а у всех остальных - своего мнения быть не может(исходя из (1)).

Date: 2013-11-04 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] esli-mysli.livejournal.com
Формулировка вопроса ВЦИОМ предполагает наличие не собственного мнения, а собственных воспоминаний:
Припомните, пожалуйста, на чьей стороне были тогда ваши симпатии?

(no subject)

From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com - Date: 2013-11-05 03:40 am (UTC) - Expand

Date: 2013-11-04 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] nabludatellipp.livejournal.com
Больше всего меня заинтересовало то, что за 11 лет прошедших с подобного предыдущего опроса число людей осуждающих применение военной силы для достижения контроля над ситуацией возросло на 10 процентов и составило 69. Получается, что многие поддерживают Ельцина, но подавляющее большинство осуждают его методы решения проблемы.

Date: 2013-11-04 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] esli-mysli.livejournal.com
Обнадеживающая динамика!

(no subject)

From: [identity profile] nabludatellipp.livejournal.com - Date: 2013-11-04 05:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-11-04 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] zorins.livejournal.com
Спорная трактовка.
Человек в таких вопросах склонен присоединяться к победившей стороне.
История пишется победителями, ничего с этим не проделать.

Date: 2013-11-04 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] sam-takoy-1.livejournal.com
< История пишется победителями >
Так это и есть пропаганда.

промывка мозгов

Date: 2013-11-04 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] maksiav.livejournal.com
Согласен, промывка мозгов дала результат и сейчас многие не хотят признаться, что поддерживали Ельцина в 91 и в 93. Накладывается и разочарование в реформах 90-х годов.

Я помню

Date: 2013-11-04 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] jalynski.livejournal.com
и что толку?

Date: 2013-11-04 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] worldbubble.livejournal.com
странно ...
те, кому тогда было 39 - имеют соотношение 1.9:1
те, кому тогда было 40 - имеют соотношение 1.07:1
вот так в два раза разнятся воспоминания у людей, с разницей в возрасте один год


<<<Наконец, в старшей возрастной группе (60 лет и старше) перевес сторонников Ельцина над его оппонентами минимален (1,07 к 1). В эту когорту входят граждане, кто двадцать лет назад был уже полностью сформировавшимся с точки зрения своих политических предпочтений. Поэтому воздействие пропаганды на позиции этих людей было, очевидно, минимальным по сравнению с другими когортами.>>
Очевидно? Вы притянули за уши статистику к своему выводу о том, что эта когорта сформировала свое мнение ... а вот то, что эта группа все последние годы является центром потребления продуктов пропаганды как-то упустили. Бабушки сидящие на первом канале - это и есть неподверженные пропаганде люди?

Пропаганды меньше всего накушались по моему именно 45-59 летние - им пахать надо было, а не не у телевизора торчать ...

Date: 2013-11-04 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] sam-takoy-1.livejournal.com
Вы таблицу неправильно читаете. Там нет столбиков "39" и "40".

(no subject)

From: [identity profile] worldbubble.livejournal.com - Date: 2013-11-04 01:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sam-takoy-1.livejournal.com - Date: 2013-11-04 11:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] worldbubble.livejournal.com - Date: 2013-11-05 12:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sam-takoy-1.livejournal.com - Date: 2013-11-05 12:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-11-04 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com
Мне 44 года и я хорошо помню, как знакомым в Москве вообще пофиг было, что в центре стреляют. Поэтому да, сейчас у моих сверстников в Москве (а ВЦИОМ ИМХО только там опросы и проводит) мнение о тех событиях на самом деле сформировано пропагандой.

Date: 2013-11-04 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] worldbubble.livejournal.com
а те, кому 70, и всю жизнь прожили во Владивостоке - откуда мнение сформировалось?
были в эпицентре событий? или телевизор смотрели?

П.С опрос то не среди москвичей проводили, а среди россиян!

Date: 2013-11-04 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] sergvlkv.livejournal.com
Если принять, что сторонники Ельцина - это противники "остатков советской системы", то эти даннные не могут не вызывать оптимизма.

Когда мне было 18, я уже был противником сталинизма, хотя в год смерти Сталина мне было всего лишь 4.

где имение, и где вода:(

Date: 2013-11-04 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] susel2.livejournal.com
А почему Вы такую странную аксиому выдаете: сторонники Ельцина - это противники "советской системы"?! Что, только сторонники ельцина были таковыми?
И значит ли это, что противники "советской системы" были за разгром (и расстрел) демократически выбранного парламента?!

Не говоря уж о том, что противником сталинизма Вы явно стали не в год, не в два и не в 4 года, а позже, под влиянием тех, кто Вас окружал и не в последнюю очередь благодаря хрущевской "оттепели", совпавшей с Вашей юностью. Следовательно - информация и пропаганда времен Вашей юности оказали максимальное влияние.

Date: 2013-11-04 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] spiridonov.livejournal.com
По вашей логике можно сделать вывод, что в категорию "60 и старше" попали те, кому "промыли мозги" гораздо раньше, поэтому новая пропаганда на них не действовала.

Т.е. дело не в эффективности той или иной пропаганды, а просто во временых ее рамках
From: [identity profile] anclbens.livejournal.com
Себя помню в те годы, большие симпатии были к Ельцину, так как на телевизионную пропаганду накладывалось ещё и подсознательное : "чеченские бандюки хотят прибрать страну себе в руки."

Но тут же один телесюжет поменял моё предпочтение, когда увидел, что вокруг БД натягиваю колючую проволоку.
Возникла ассоциация с фашизмом, и подумал - Ельцин сумашедший , раз устраивает концлагерь в столице.

Date: 2013-11-04 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] vetsog.livejournal.com
Про категорию 60+ ныне можно сказать и наоборот - пропагандой их кормили всю жизнь, а менять свои предпочтения и разбираться в потоке относительно свободной информации 88-93 годов они не хотели.
К тому же этот опрос не совсем корректен. Известна поговорка "Врет, как очевидец". Многие очевидцы путаются в воспоминаниях, особенно когда речь идет не об о событии, а о мыслях, оценках и симпатиях. Уверен, если кто проводил подобный опрос тогда по горячим следам, результаты были бы совсем другие.

Львов, 85г: 85% против СССР

Date: 2013-11-05 01:01 am (UTC)
ext_590162: (Default)
From: [identity profile] kabud.livejournal.com
на закрытых партсобраниях, готовя партактив к перестройке именно так фомрулировалось:

85% населения западной Украины из семей ОУН-УПА, их родных и друзей,

т.е. АКТИВНО и ОСОЗНАННО(свидомо) настроенных против советского режима

Украинцы в СССР жили не только в Украине:

в Москве 80х минимальная оценка 3 миллиона

Получается что общество как СССР так и РФ массово НЕ ПРИЕМЛЕТ советский режим и всегда к нему относилось резко отрицательно.

Москва я думаю как и Львов: 85% населения минимум всегда настроены резко 'антисоветски'.

При чем, даже раскормленные на путин-газо-нефтедолларах, даже элита высшего-среднего звена, "случись что", как писал Николай Васильевич Гоголь,

возьмется за вилы на стороне народа

И это неизбежно

Date: 2013-11-04 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] zloypoet.livejournal.com
И всё-таки отношение 3,7 к 1 говорит не о "господствующей пропаганде", а о том, что отношение между двумя малыми числами вполне может оказаться довольно большим. Из 1600 человек (даже если представить, что голоса разделились равномерно) будет четыреста молодых, то есть сорок человек заявили о том, что поддерживали бы Ельцина, десять - что поддерживали бы Руцкого. При том, что аж тридцать молодых людей хорошо знают о произошедшем. Остальные триста с чем-то либо не разобрались в ситуации, либо вообще не разбирались.
С такой статистикой не стоит делать таких категоричных выводов.

Date: 2013-11-04 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] bibera.livejournal.com
Сила пропаганды в ее продолжительности. У старших поколений мозги запудрены намного сильнее, потому и результат опроса у них извращен сильнее. Еще пять лет назад сторонников Руцкого Хазбулатова не было слышно, а десять, правота Ельцинской стороны, вообще не подвергалась сомнению. Говорить, что пропаганда работает на стороне Ельцина, явная ложь. Сейчас его поддерживают только ради объективности.

Date: 2013-11-04 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] antreyptitselov.livejournal.com
чепуха какая-то... жаль.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

anillarionov: (Default)
ANDREI N ILLARIONOV

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 11th, 2026 06:29 am
Powered by Dreamwidth Studios