anillarionov: (Default)
[personal profile] anillarionov

Отредактированная версия перевода «Обзора»

Политический активист, борец за политические свободы и права человека А.Илларионов Россию сравнивает с Зимбабве и не верит, что авторитарный режим В.Путина может быть побеждён мирным путём. 

Парламент Литвы 18-19 июня совместно с Парламентской ассамблеей НАТО в рамках программы «Rose-Roth» провели 80-й семинар «Восточные партнёры: вызовы настоящего и перспективы на будущее», основной целью которого было обозрение экономических, общественных и политических процессов в Украине, России, Беларуси и Молдове. 

По этому случаю в Вильнюс прибыли около сотни парламентариев из государств НАТО и партнёров Альянса, представители международных и неправительственных организаций, академической общественности.

О политическом и экономическом положении в постсоветских государствах еженедельник «Veidas» беседует с приехавшим на семинар бывшим советником по экономическим вопросам президента РФ Владимира Путина, известным борцом за открытое общество и демократический капитализм, президентом Института экономического анализа Андреем ИЛЛАРИОНОВЫМ. 

- На Ассамблее вы сделали доклад о 20-летнем периоде после распада Советского Союза положении в бывших коммунистических государствах. Какими эти двадцать лет были для каждого из них? 

- Экономическая трансформация во многих странах оказалась относительно успешной. Конечно, она была разной, но теперь общепризнанно, что в большинстве бывших коммунистических государств функционирует рыночная экономика. Даже такие лидеры, как братья Кастро или ваш близкий сосед Александр Лукашенко, малыми шажками движутся от плановой экономики к рыночной. То же самое происходит в Китае, Вьетнаме, даже Северной Корее. Но экономическая трансформация – это ещё не всё. 

- А как вы оцениваете уровень демократии в посткоммунистических государствах? 

- Политическая трансформация – это самое важное дело. Это движение от тоталитарного или авторитарного режима к либеральной демократии. В этом деле есть несколько траекторий развития, по которым пошли постсоветские государства. Некоторые сразу, как только закончилась советская эра, «впрыгнули» в политическую свободу, там и остались. В частности, Литва. Несмотря на проблемы, с какими вы сталкиваетесь, в Литве действуют институты, обеспечивающие права человека, политические свободы. То же можно сказать и о других странах Балтии, о государствах Вышеградской группы, Словении и, самое интересное, – Монголии. У других государств дела шли хуже – они стали лишь частично свободными государствами. 

- Какие страны в относите к «полусвободным»? 

- Они подразделяются на две подгруппы. Одну составляют балканские страны, в частности, Хорватия, Сербия, Албания, Македония, Косово, Румыния и Болгария. Кстати, две последние страны несколько лет назад были полностью политически свободными, но затем сползли вниз к «полусвободным» государствам. Другая группа – это государства региона Чёрного моря и Кавказа: Молдова, Украина, Грузия и Армения. Они также являются частично свободными странами. 

Ещё четыре государства остаются коммунистическими: Китай, Вьетнам, Куба и Северная Корея. Там политическая трансформация даже не начиналась. 

- Вы не упомянули Россию. В какую группу попадает она? 

- Это самая интересная для меня группа, поскольку я сам – из России. Её я называю СНГ-8. В нее входят восточно-славянские (за исключением Украины) и мусульманские страны. Относящиеся к этой группе страны в 1991-1992 г. быстро увеличили уровни политической свободы, причём некоторые из них почти достигли статуса политически свободных государств. Например, Россия это смогла сделать в августе 1991 г. Беларусь тоже была недалеко от этого в 1991-1992 гг. Однако по прошествии пяти лет от неплохих позиций в группе полусвободных государств Россия начала быстро скатываться вниз. Сейчас она находится в том же списке несвободных государств, что и Китай, Вьетнам, Куба и Северная Корея. Для большинства граждан России психологически это является настоящим шоком. 

- Вы сравнивали Россию с Зимбабве. По-прежнему придерживаетесь такого мнения? 

- Это не мнение, а факт. Есть такой термин – «зимбабвийская болезнь», означающий разложение и уничтожение правовых институтов, политических свобод и прав, независимых суда и прессы. 

Если представить это графически, то последние 20 лет кривая политических свобод в Зимбабве шла вниз. Кривая России похожа на нее на удивление. Имеется лишь одно различие: в 1991-м позиция России была намного выше, чем у Зимбабве. Впоследствии с каждым годом эти кривые сближались, пока, наконец, в 2009 г. не сравнялись. А теперь, с точки зрения политических свобод, положение в России даже немногим хуже, чем в нынешнем Зимбабве. 

- Как вы считаете, может ли в России произойти мирная революция? Ведь накануне президентских выборов на улицы в Москве и по всей России вышли сотни тысяч людей, популярность В.Путина уже не столь велика, оппозиция крепчает. 

- Увы, это невозможно. Те, кто полагает, что в России возможна мирная смена власти, не слишком хорошо знакомы с недавней политической историей. Исходя из исторического опыта и теории можно сказать, что такая мирная смена возможна лишь в случае наличия в стране мягкого авторитарного режима. В России, к сожалению, политический режим является жестко авторитарным. История не знает примеров свержения жесткого авторитарного режима без применения силы, пролития крови и неизбежных жертв. Так, как это было недавно в арабских странах, в частности, в Ираке, Ливии, Египте, происходит сейчас в Сирии.

- Вы полагаете, что в России может появиться критическая масса недовольных режимом людей, которые возьмутся за оружие и встанут на борьбу? 

- То, что люди недовольны – это так. Однако мне трудно представить массовое вооружённое сопротивление. 

- Следовательно, в России и впредь попеременно будут «править» В.Путин и Дмитрий Медведев? 

- Боюсь, что Путин будет держать Россию в своих тисках столько, сколько захочет. А будет он этого хотеть – до конца своей жизни.

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2012-07-02 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] flanker20.livejournal.com
///Боюсь, что Путин будет держать Россию в своих тисках столько, сколько захочет. А будет он этого хотеть – до конца своей жизни.///

Не порадовали Вы нас, Андрей Николаевич, оптимистическим прогнозом :-(
Впрочем, все верно. Ничего другого не вырисовывается. Я и сам думаю так же.


Date: 2012-07-02 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] m-goose.livejournal.com
Глубокий кризис делает бунты практически неизбежными, нет?

(no subject)

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2012-07-02 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] susel2.livejournal.com - Date: 2012-07-02 08:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-02 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] claire-1973.livejournal.com
Перспектива неутешительная, но весьма вероятная. Тем более, возглавить успешное вооружённое восстание смогут лишь те лидеры, которых лучше держать от власти подальше. Будем мирно (или не очень мирно) загнивать до физиологической смены режима.

Date: 2012-07-02 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] ybelov.livejournal.com
"Для большинства граждан России психологически это является настоящим шоком". К сожалению, это не так.

Date: 2012-07-02 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
Для большинства граждан.
Для других - нет.

(no subject)

From: [identity profile] octap-kandiba.livejournal.com - Date: 2012-07-02 02:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abram.livejournal.com - Date: 2012-07-02 04:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] limeryk.livejournal.com - Date: 2012-07-02 05:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] msav.livejournal.com - Date: 2012-07-02 08:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gnezdilov-alex.livejournal.com - Date: 2012-07-02 02:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serj-aleks.livejournal.com - Date: 2012-07-02 03:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-02 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] gnezdilov-alex.livejournal.com
Думаю, что Вы правы в своем прогнозе.

Date: 2012-07-02 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] master-igor.livejournal.com
Подавляющее большинство думает также. Поэтому всё может произойти совсем по другому, ведь Черного лебедя никто никогда не предсказывает.

Date: 2012-07-02 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] belgusha.livejournal.com
похоже что так... А как не хочется повторять опыт дедов.ДА каких !!!.

Date: 2012-07-02 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
Боюсь, что Путин будет держать Россию в своих тисках столько, сколько захочет.

да недолго уж осталось.
скоро от великой России ничего не останется.
Россия скончается гораздо раньше, чем кончится Путин.

Date: 2012-07-02 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] sergey-458.livejournal.com
да, только не Россия, а РСФСР (РФ)
(deleted comment)

Date: 2012-07-02 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
Это не мирная смена власти.

(no subject)

From: [identity profile] susel2.livejournal.com - Date: 2012-07-02 06:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-02 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] maghar-ov.livejournal.com
Какой-то жутковатый прогноз. Искренне не хотелось бы загнить вместе с Путиным - времени на "порадоваться" возрождению не будет.

Date: 2012-07-02 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mike-2304.livejournal.com
Ну, или пока нефтегаз не подешевеет...

Date: 2012-07-02 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
Не влияет.
См. опыт бр. Кастро, семьи Кимов и т.д.

(no subject)

From: [identity profile] mike-2304.livejournal.com - Date: 2012-07-02 03:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kenblack.livejournal.com - Date: 2012-07-02 03:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] goacasper.livejournal.com - Date: 2012-07-03 11:03 am (UTC) - Expand

Date: 2012-07-02 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] laoshe.livejournal.com
Хотеть-то он хочет, но одного хотения мало. Всякие могут случиться обстоятельства: внезапные, непреодолимые и неуправляемые.

Date: 2012-07-02 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] grandtewton.livejournal.com
Я и сам так же оцениваю ситуацию. Но одним уточнением: чтобы Ваш (и мой) прогноз оправдался, Запад и впредь должен сотрудничать с режимом.
Тогда сносу ему не будет. Увы.
From: [identity profile] marina-herriott.livejournal.com
Вы лично не сотрудничаете с режимом? Налоги не платите? К чиновникам не захаживаете?

Date: 2012-07-02 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] av-klement.livejournal.com
Вы, как всегда точны, Андрей Николаевич...
Именно - так, и не потому, что путин "хочет - не хочет", а потому, что нынешняя власть имеет частную (но не легитимную) собственность...
И, именно из-за "нелегетимности" есть и другой путь - в недрах власти выросло новое поколение "НЕДОПОЛУЧИВШИХ" - и оч скоро они себя проявят...

Date: 2012-07-02 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] one-sergey.livejournal.com
То есть то, что оппозиция рано или поздно пойдет по пути, предложенного в Декабрьских тезисах, Вы считаете нереальным. Печально.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] fandaal.livejournal.com - Date: 2012-07-10 07:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-02 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dimrub.livejournal.com
> Так, как это было недавно в арабских странах, в частности, в Ираке, Ливии, Египте, происходит сейчас в Сирии.

Египет и Ирак из этого ряда выбиваются: в Египте военных действий не было, в Ираке революция пришла извне.

Date: 2012-07-02 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
Критерий - не наличие военных действий.
И не присутствие внешнего фактора.
Критерий - применение силы.
И количество жертв.

(no subject)

From: [identity profile] mibrag.livejournal.com - Date: 2012-07-03 05:03 am (UTC) - Expand

Date: 2012-07-02 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniyum.livejournal.com
Сегодня вдруг пришло в голову историческое сравнение одного великого советника и властителя "тиранного типа" (только что придумалось)) - Сенека и Нерон. Надеюсь хозяин блога оценит).
PS Правда конец жизни у исторического учителя не завидный.

Date: 2012-07-02 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ruda-pan.livejournal.com
К очень большому сожалению, Вы абсолютно правы. Я, честно говоря, до наступления 2012 года ещё на что-то надеялась, но дальнейшее развитие протестного движения, и, не в последнюю очередь, поведение "внесистемной" оппозиции окончательно меня "отрезвили".

Date: 2012-07-02 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com
А что вас удивило? Меня удивило, что они смогли хоть как-то поднять голову.

Date: 2012-07-02 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] unton990.livejournal.com
И на какой ресурс опирается Путин? Кто его поддержит?
Жестко-мягко авторитарный-какая разница, если уровень доверия населения и рейтинг стремительно снижаются.
А это ваше <Сейчас она находится в том же списке несвободных государств, что и Китай, Вьетнам, Куба и Северная Корея.> насчет Вьетнама не знаю, но остальные-то государства совсем не в тему.
ext_590162: (Default)
From: [identity profile] kabud.livejournal.com
не выдержит информационного взрыва.

Прийдет день когда просто все вокруг все поймут и пошлют режим подальше, это если кратко. А конкретный формат увидим. Несколько лет осталось максимум, но может и скорее. Россия на очереди волны демократических революций, но может сперва Китай а потом Россия

Date: 2012-07-02 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] raydac.livejournal.com
я бы рискнул предположить что вообще то Путин это в современной РФ синоним "деньги", но еще с фильма "свадьба в Малиновке" известно, что если нет золотого запасу, то никакая харизма атаману не поможет

Date: 2012-07-02 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] zloivinni.livejournal.com
Я с вами полностью согласен, но думаю, что у нас произойдет иной путь развития. Я склонен к тому, что в России через несколько лет произойдет "дворцовый переворот". С микро насилием, не с массовым, с трупами, но в основном из сотрудников охраны. Тихо, мирно, под ковром ночью. Дело в том, что для переворота (в отличии от революции) не обязательны массы и вилы в руках, достаточно группы "заговорщиков"(заинтересованных лиц), а они в стране есть. Осталось дело за малым наступить одной из этих групп на мозоль, а такими темпами "развития" скоро наступят. Как знаете в дворовых разборках, один огромный хулиган бьет маленьких ребятишек, ну проходу не дает, люди не знают куда деться, а потом вдруг раз и отвертка в спину хулигану, да от кого, от самого маленького и молчаливого.
ЗЫ,,,Такова Жизнь. Поживем увидим.

Стрела Аримана

Date: 2012-07-02 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] a-i-oksanov.livejournal.com
Все помнят "Час Быка" Еремова. Во многом это было и про СССР. Помнят и про срелу Аримана: такое состояние страны, когда всё предпримаемое только ухудщает положение. У СССР в конце 80-х появился крохотный шанс, ныне у России нет шансов на чловеческий исход.
Тут Андрей Николаевич, несомненно, прав.
Сравните Россию полугодовой давности и нынешнюю - стрела разит беспощадно. Максимум ещё не пройден.

Теперь вспомним, как Ефремов, вероятно, от безысходности найти решение, прдумал выход: уничтжение руководителей. Выход очень спорный. Совсем не случайно не удалось уничтожить Гитлера - стрела не позволила.Смерть Сталина, то ли естественная, то ли не очень, не изменила того пути, по которому шёл СССР.
Пока история показала совсем немного примеров, когда такой режим (фашистский) сам уступил бы место демократии. В Испании и в Португалии режим настолько одряхлел, что, возможно, и сам мечтал о демократии, чтобы не погибнуть окончательно.
Гораздо больше исторических примеров, когда фашистские режимы погибали под ударами извне: Германия, Италия, Япония...Да и СССР, рухнувший в результате поражения в холодной войне.

России тоже может "светить" такое. Надеюсь, не ядерный разгром, а воздействие демократических стран в ответ на авантюру, без которых не бывает фашизма.
Ведь и на СССР никто не нападал: просто сложились такие условия, когда фашизм уже обессилел.
Правда, сейчас всё благоприятствует путинизму: экономически он нужен миру, в международном отношении выгоден развитым странам, политическое загнивание России "всего лишь" устраняет её из числа соперников развитых стран, российские "шашни" с самыми отвратительными режимами пока не угрожают мировой политике.
Т.е. нет оснований считать, что в ближайшей перспективе путинизм падёт под ударами внешних сил.

НАДО ИЗНУТРИ!!!
Но внутри страны практически нет сил, реально заинтересованных в падении СИСТЕМЫ. Не Путина - он уже никого не устраивает. Системы: российской политэкономической системы. Слишком хорошо живёт в России "мыслящая элита", чтобы поступиться полученным от Ельцина и от Путина.

Вот элементаное,что показывает: российский квартировладелец имеет реальную собственность в сотни тысяч долларов, а в Москве и до миллиона. Не говоря о даче.
Продать это и уехать в любую свободную страну - это возможность купить шикарный дом, машину для каждого члена семьи, приличный остаток, право работать - СВОБОДУ и ДЕМОКРАТИЮ.
То, что в России среди обеспеченной публики нет патриотов - тут и обсуждать нечего.
То, что дети эмигрантов получат шанс построить современную судьбу - тоже.
Но едут единицы. Значит понимют, что в недемократической России им всё-таки лучше, чем в любой демократии. Когда считали иначе, поток эмиграции был громадным, хотя имущества было с гулькин нос.
Не едут малообеспеченные, но мечтают - опросы показывают.
Вот и расклад сил: внутренне режим удобен для громадной массы "оппозиционеров". Более того, они понимают, что современная демократия - вовсе не для них: нужно обладать знаниями, трудолюбием, инициативой, предпримчивостью.
Попробуйте "вписать" в мир наших витий-оппозиционеров - они миру не нужны. Их "хохмы" вызовут гомарический хохот. Лишить избирательных прав "быдло". Запретить однополые браки и гей-парады. Ввести смертную казнь. Не говоря уж о том, что ни один из них не смеет заикнуться о социальном неравенстве и о российском капитализме.

Вывод элементарен: именно внутрення пятая "оппозиционная" колонна является неплохой опорой путинизма. Потому-то он и не рухнет

Оксанов.

Date: 2012-07-02 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] predator-2005.livejournal.com
Рассматриваете ли Вы сценарий значительного усиления межнациональных конфликтов в РФ (на фоне экономического кризиса и спада)?
Режим, судя по "телодвижениям" - побаивается.
Если сценарий реализуется - усидит ли Путин? Десяток "Карабахов" и тысячи "Сагр" -
это не у Ксюши обыск делать...

Date: 2012-07-02 07:33 pm (UTC)

Date: 2012-07-02 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] sword2010.livejournal.com
Люди умеющие считать силовую составляющую никогда по другому и не думали. Сила ломается только силой.

Date: 2012-07-02 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] piter-west.livejournal.com
Ну и пусть будет Пу, лишь бы не было войны.

взаимоисключено

Date: 2012-07-02 11:09 pm (UTC)
ext_590162: (Default)
From: [identity profile] kabud.livejournal.com
пу оначает на 100% что будет война и терроризм.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

anillarionov: (Default)
ANDREI N ILLARIONOV

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 10th, 2026 04:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios