anillarionov: (Default)
[personal profile] anillarionov

Экономические проблемы в Беларуси могут перерасти в политические

Дмитрий ЗАЯЦ 10.04.2011 

Экономические власти Беларуси пока предпочитают не делать решительных шагов в ситуации валютно-финансового кризиса, который охватил страну. Между тем, Андрей Илларионов, известный российский экономист, считает, что нерешенность экономических проблем может угрожать стабильности политической системы Беларуси. Об этом бывший советник Путина заявил в интервью интернет-газете Naviny.by.
 

— Сегодня Беларусь остро нуждается в валюте и просит у Кремля кредит на 1 миллиард долларов США. В обмен на что Россия согласится выдать такой заем?

— Россия, скорее всего, попросит активы, которые ей интересны в Беларуси. В стране такие активы есть, Беларусь — не бедная республика. Поэтому первое условие, вероятно, будет заключаться в продаже активов.

Вторая составляющая условий выдачи кредита — политическая. Тема геополитической ориентации Беларуси последние два года активно обсуждалась и нервировала Москву. Поэтому российское руководство постарается получить гарантии, которые исключили бы уход Беларуси на Запад.

— Россия является одним из основных кредиторов Беларуси. Более того, Россия, по словам нынешнего российского премьера, еще и серьезно дотирует Беларусь. Вам, как бывшему советнику Путина, возможно, известны истинные цели такой экономической политики России в отношении Беларуси…

— В старом виде Советский Союз восстановить нельзя, и это понимает российское руководство. Однако невозможность реставрировать СССР в прежнем виде не означает, что его нельзя возродить в новом. Поэтому Россия, используя разные инструменты, старается обеспечить лояльность политических лидеров тех государств, которые появились на территории бывшего Советского Союза.

— В Беларуси сегодня тяжелая финансовая ситуация — размера золотовалютных резервов хватает на оплату месячного объема импорта, появилась множественность курсов белорусского рубля… Какое будущее, на Ваш взгляд, ждет белорусскую экономику?

— Валютно-финансовая ситуация, в которой находится Беларусь, классическая. Таких в истории человечества были десятки.

Выход из нее — очевидный: это девальвация национальной валюты. Благодаря этому инструменту можно решить ряд проблем: множественность курсов, дефицит платежного баланса, замедление экономического роста, остановка инвестиций и других.

Вместе с тем отказ от девальвации, сохранение текущего курса белорусского рубля валютно-финансовые и экономические проблемы Беларуси не решит. Займы, которые просит Беларусь, только оттягивают девальвацию на некоторое время.

Россия в похожей ситуации находилась в 1998 году. Тогда российское правительство пыталось исключить девальвацию любыми способами. В результате за первое полугодие 1998-го Россия набрала кредитов на 25 миллиардов долларов. Но на девальвацию, в конечном счете, все-таки пришлось пойти.

В Беларуси сегодня аналогичная ситуация. Если набрать кредитов, то это позволит отложить девальвацию. Однако потом придется пойти не только на девальвацию, но и отдавать полученные кредиты. Отдавать же эти кредиты, замечу, придется не политическому руководству, а гражданам всей страны.

— Белорусские власти пока отказываются от девальвации, стараются решить проблему платежного баланса путем «удушения» потребительского импорта. Это эффективная политика?

— Ничего лучше девальвации рубля для краткосрочного «удушения» импорта нет. В результате девальвации конкурентоспособность импорта, а следовательно, и его объемы упадут.

— Вы придерживаетесь мнения, что в Европе — два несвободных государства: Россия и Беларусь. Сегодня наша страна переживает тяжелые времена в экономике, и, глядя на состояние ее платежного баланса, можно ожидать, что экономические проблемы сохранятся надолго. Как вы считаете, нынешние экономические проблемы могут привести к политическим переменам в Беларуси?

— Это зависит от масштаба финансового кризиса в ней.

В России конца 20-го века затягивание решения экономических проблем чуть ни привело в 1998 году к смене политического руководства. Ельцину тогда с большим трудом удалось удержаться у власти.

В Индонезии же в 1998 году валютно-финансовый кризис привел к отставке президента и правительства и к падению политического режима, который находился у власти 33 года.

Поэтому если политическое руководство Беларуси сегодня окажется недальновидным и станет откладывать решение проблем, то ситуация в экономике, в конце концов, может сильно ударить по политическому режиму.

http://naviny.by/rubrics/economic/2011/04/10/ic_articles_113_173195/

Date: 2011-04-16 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] funktionieren.livejournal.com
Как и ожидалось.
А нет ли у Вас аналитики, каким путём и насколько РФ дотирует Беларусь и кредитует её?

Date: 2011-04-16 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] claire-1973.livejournal.com
Белорусское "экономическое чудо" подходит к закономерному финалу. Честно говоря, даже удивляет, что миф о высокоэффективной социалистической промышленной политике Александра Григорьевича столько продержался.

Date: 2011-04-16 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] michelle-pf.livejournal.com
Его очень активно поддержали Путин и К...

Date: 2011-04-16 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] claire-1973.livejournal.com
Всё же, ради справедливости, началась поддержка намного раньше. Союзное, типа, госуларство. За это можно и приплатить, что и делали.

Date: 2011-04-17 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] michelle-pf.livejournal.com
Вероятно, Вы правы. Я смутно помню какие отношения были с Белоруссией и какое отношение к Лукашенко было у Ельцина. Я только помню, что мой отец в начале 90-х слушая Луку, широко раскрыв глаза говорил:"Это же Гитлер!" :))

Для меня "союзное" государство началось с 26 января 2000 года, когда Бородин был назначен государственным секретарём Союза России и Белоруссии. И потом арест Бородина в 2001 и как его оттуда за наши с вами денежки (то бишь бюджетные) "выкупили". Я так помню, что именно после этой истории начались напряженные отношения с Западом и реставрация советской риторики на ТВ и в со стороны власти про враждебный Запад и т.д.

Date: 2011-04-16 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] jlazarovici.livejournal.com
Николай Андреевич, скажите, пожалуйста, а примерно такой же сценариет не ожидает ли Украину в обозримом будущем (полгода-год)?

Date: 2011-04-19 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] petethefinn.livejournal.com
Раз уж Андрей Николаевич оставил ваш комментарий без ответа, позволю вставить свои 5 копеек...

У Беларуси торговый дефицит за последний год колеблется около 15% ВВП, причем в последнем квартале было уже 20%! (http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/Indicators/Current/) Финансируется это все иностранными займами, резервов центробанка очень мало по сравнению с масштабом дефицита. Факторов для возможного разворота в торговых тенденциях пока не видно. А иностранное финансирование - вещь изменчивая. И если, в случае чего, иметь дело с МВФ, они тоже в первую очередь потребуют девальвации.

В Украине все-таки дефицит на уровне 3% ВВП, тогда как на пике кризиса в 2008 году был около 15% (это, кстати, иллюстрирует масштаб белорусских проблем - гривна упала на 60% при меньшем дефиците). Вот тут можно посмотреть: http://www.bank.gov.ua/Statist/index_PB.htm, например http://www.bank.gov.ua/Publication/econom/Balans/State_2011_pr.pdf. Резервы центробанка несопоставимы с белорусскими. Программа с МВФ, хоть и выполняется со скрипом, но есть, и если приспичит, то деньги можно получить довольно быстро. Так что пока все относительно спокойно для гривны. Для резкого ухудшения дефицита надо что-бы одновременно выросли мировые цены на энергию и упали цены на металл, что маловероятно... Но тенденция в плане дефицита - пока в сторону "минус", тут вы правильно заметили.

Date: 2011-04-16 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] vestar.livejournal.com
Непонятно, почему валютно-финансовый кризис обострился в РБ именно весной 2011 г.?
Правительство до этого удавалось маскировать проблемы?
Сократились дотации из России?
Или это следствие глобального кризиса и падения спроса на местную продукцию, прежде всего со стороны российских потребителей?

Date: 2011-04-16 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] yaromirhladik.livejournal.com
Было бы неплохо, чтобы демократическая оппозиция в Белоруссии заявила, что в случае ее прихода к власти, Беларусь выступит против ее дотирования за счет населения России. И Белоруссию при президенте Лукашенко не стоит дотировать за счет России.

А если дотирование, то "независимость" при дотировании - это как понять ?. Или независимая Белоруссия, или дотирование. А так, чтобы дотации, но при этом независимость - в чем тут интересы России ?. Белорусский дефолт предложат оплатить населению России ?.

Date: 2011-04-17 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] andygans.livejournal.com
Население России действительно не при чем, когда есть интересы (точнее говоря, понты) кремлевской верхушки.
Ведь если избушка (читай, Беларусь) таки повернется к лесу (читай, России) задом, а к Европе передом, то немедленно наступит крах всем неоимперским идеям Путина и К°.
Поэтому до поры до времени вы, россияне (точнее, за счет вас), будете дотировать белорусов, чтобы вашим правителям можно было и дальше поддерживать в ваших же глазах свое и так зашкаливающее чувство собственной значимости.
И будет это до той поры, пока вы не додумаетесь наконец сменить тех, кто от вашего имени, но без вашего согласия, раздает богатства России.
Вывод: не будь этой вашей неоимперской идеи, то и не было бы необходимости дотировать ту же Беларусь и не было бы необходимости белорусской оппозиции отказываться от ваших подачек - их бы просто не было.

Date: 2011-04-17 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] yaromirhladik.livejournal.com
А до этого Егор Гайдар дотировал Кубу за счет населения России. А до этого советское руководство дотировало Сомали и Мозамбики. А до советских Финляндия имела права, недоступные остальному населению России, или по просьбе Франции русские войска гибли в первой мировой в неподготовленных наступлениях.

Поэтому, вряд ли дело только в нынешнем состоянии - это уже много десятков лет, и больше века - вечно кого-то дотируют за счет России, и все дотации в итоге оказываются бессмысленной тратой денег.

Что касается современной Белоруссии, то нечего ее дотировать. А если Белоруссии платят, то это правильнее только в обмен на отказ от независимости.

Date: 2011-04-17 12:30 pm (UTC)
From: [identity profile] andygans.livejournal.com
...А если Белоруссии платят, то это правильнее только в обмен на отказ от независимости...

А разве таможенный союз это не отказ от независимости? Разве после вступления в него Беларусь может проводить независимую экономическую политику?
Тогда логичнее будет вам, России, таки дать денег белорусам - ведь часть своей независимости они вам уже отдали, причем в ущерб себе. Или вы хотите, содрать с них по максимуму? ;-)))

Date: 2011-04-24 12:39 am (UTC)
From: [identity profile] account77.livejournal.com
"вечно кого-то дотируют за счет России, и все дотации в итоге оказываются бессмысленной тратой денег.

Что касается современной Белоруссии, то нечего ее дотировать. А если Белоруссии платят, то это правильнее только в обмен на отказ от независимости."

Я бы выразился правдивее. Спонсирование Лукашенко - это война против беларусов. И война не ведет к чему-то позитивному, естественно. Это война и эти траты не нужны многим россиянам (не шовинистам), эта война губительна для беларусов.
Если россияне потеряли в результате этой войны десятки миллиардов долларов, то потери беларусов в результате действий оккупационных властей - сотни миллиардов.
Просто по зарплате посчитайте. После девальвации зарплата беларуса составит двести долларов. В пять раз меньше, чем у поляка. Только на зарплате, в результате действий российских и беларуских оккупационных властей - потери беларусов - десятки миллиардов ежегодно.

Date: 2011-04-17 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] michelle-pf.livejournal.com
А что же вы дорогие белорусы сами то Луку терпите? :)) Что-то как-то тяжко диктатора убрать, да?
Ой, что за люди.. И потом, если Россия будет либеральной и демократической, и сама повернется к Западу, то в какой позе будите вы?
Почему вы САМИ делите нас на Запад и Россию? А не на свободные страны и авторитарные режимы? Почему ваше стремление к свободе сопряжено с ненавистью к России и русским? Не лучше ли нам объединиться в своем стремлении к свободе, в том числе и друг от друга. Поверьте, русским тоже не нравится, что вас за наш счет содержат, нам есть на что свои деньги тратить..
Может лучше вместе сесть и подумать, как было бы хорошо, если бы и Белоруссия и Россия стали бы демократическими и свободными странами. И поверьте, так называемому Западу, дела до нас нет. Им есть дело только до самих себя... Чего и нам желаю!

Date: 2011-04-16 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] qwertyuiop-lg.livejournal.com
А, собственно, что такое "девальвация"? Там что, курс белорусского рубля устанавливается государством и "девальвация" - его снижение по команде правительства? Ведь если бы курс устанавливался на бирже, то такой ситуации просто не возникло бы - он бы сам постепенно снизился.

.....

Date: 2011-04-17 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] igor-tiger.livejournal.com
Всё верно.
Однако, судя по всему, Лукашенко пойдёт по пути наименьшего сопротивления, из популистских побуждений.
Минск, дабы перекрыть свой дефицит, возьмёт кредиты у России.
Краткосрочно это даст некоторый эффект,проблема на какой-то момент будет решена.
Но она о себе напомнит потом с новой силой: когда кредиты придётся отдавать.
Этот фактор Россия использует, чтоб ещё сильнее привязать Беларусь - на этот раз к Валютному союзу.

Согласен, что новый Союз не восстановится в границах СССР.
В этом плане интересно обратить внимание на Украину, которая займёт уникальную роль между двух ЗСТ: ЕС и ЕЭП. А заодно останется маяком лидерства для остальных бывших постсоветских стран (Грузии, Молдовы, Узбекистана и т.д.).

Date: 2011-04-17 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] one-sergey.livejournal.com
Вот и посмотрим еще раз умеют ли авторитарные режимы учиться на чужих ошибках.

Profile

anillarionov: (Default)
ANDREI N ILLARIONOV

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 11th, 2026 08:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios