anillarionov: (Default)
[personal profile] anillarionov

Нынешняя дискуссия об экономическом буме, приобретающая в последнее время довольно причудливые очертания, регулярно воспроизводит вопрос: а что росло (растет) во время бума? Где именно, в каких сферах и отраслях наблюдал(ет)ся рост?
Основные параметры роста по сферам экономики уже давались в текстовом и табличном форматах: http://aillarionov.livejournal.com/150656.html

Однако, возможно, такая подача данных оказалась для некоторых читателей недостаточно зримой. Для них предлагается вариант как графического, так и табличного представления изменений объемов производства в основных отраслях российской промышленности.

Хотя это и самоочевидно, еще раз напоминаю, что все приводимые данные (как здесь, так и в более ранних постах об экономическом буме) показывают рост реальных (а не номинальных) объемов производства, во всех показателях учтено изменение цен (произведено их дефлирование), во всех рядах устранены сезонная и календарная составляющие.





Посткризисный рост по отраслям промышленности к ноябрю 2009 г.

Отрасли промышленности

Месяц, в котором было достигнуто дно кризиса

Длительность подъема со времени достижения дна, месяцев

Кумулятивный прирост производства к ноябрю 2009 г. по сравнению со дном кризиса, %

Среднемесячные темпы прироста производства во время подъема, %

Среднегодовые темпы прироста производства во время подъема, %

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ВСЕГО

Февраль 2009

9

13,8

1,5

18,9

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Сентябрь 2009

2

 

3,0

1,5

19,3

НЕФТЕДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Июль 2008

16

3,3

0,2

2,5

НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Май 2009

6

0,9

0,1

1,7

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Март 2009

8

16,4

1,9

25,6

УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Февраль 2009

9

22,8

2,3

31,5

ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

Декабрь 2008

11

49,8

3,7

55,4

ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

Июль 2009

4

6,5

1,6

20,8

ХИМИЧЕСКАЯ И НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Январь 2009

10

35,4

3,1

43,8

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Февраль 2009

9

35,0

3,4

49,2

ЛЕСНАЯ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ 

Январь 2009

10

10,1

1,0

12,2

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Апрель 2009

7

15,2

2,0

27,4

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Ноябрь 2008

12

3,0

0,2

3,0

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Январь 2009

10

16,2

1,5

19,7

Источник: расчеты Института экономического анализа по данным Аналитического центра при Правительстве России

Следует обратить внимание на то, что на стадии подъема самыми низкими оказались темпы прироста производства в нефтедобыче (на 3,3%) и нефтепереработке (на 0,9%) – в сырьевых отраслях, которыми согласно весьма распространенной точке зрения только и может быть объяснен возможный экономический рост в современной России.

С другой стороны, наиболее высокими темпами с момента прекращения кризиса росло производство в черной металлургии (на 50%), машиностроении, химии и нефтехимии (на 35%) - в обрабатывающих отраслях, перспективы роста которых в нашей стране некоторыми наблюдателями оцениваются не очень высоко.

Длительность стадии роста с момента прекращения кризиса по отраслям промышленности различается весьма существенно – от 16 месяцев в нефтедобыче до 2 месяцев в электроэнергетике.

Как нетрудно видеть, к ноябрю 2009 г. рост производства наблюдался во всех основных отраслях российской промышленности.

По своей скорости (аннуализированные темпы 7,2% и выше) и длительности (не менее 6 месяцев) рост в большинстве промышленных отраслей (за исключением электроэнергетики, нефтяной и пищевой промышленности, а также цветной металлургии) подпадает под определение экономического бума, данное в: http://aillarionov.livejournal.com/151957.html.

(deleted comment)
From: [identity profile] xyu.livejournal.com
если инвесторивали свое(может быть даже отмытое с операций нaркоторговли и т.п. орг преступности) именно в ВПК то и результат очевиден

Иностранных инвестиций после нападения на Грузию похоже не осталось
Edited Date: 2010-01-10 01:20 am (UTC)
From: [identity profile] vdvadim.livejournal.com
Иностранные инвестиции в ВПК? Это предположение само по себе забавно, учитывая строгие ограничения.
Но все равно оно ничего не объясняет. Рост то идет по всем отраслям.
From: [identity profile] xyu.livejournal.com
логика такая: если есть рост-
значит кто-то инвестирует,
если не инвестирует иностранный капитал-
значит свой.

Вот тут я сделал предположение, что инвестировали в ВПК

Рост идет по всем отраслям, но отрасли связанные с ВПК явно впереди, а остальные подтягиваются первыми

А почему бы нам не разобраться в деталях?

Надеюсь Андрей будет продолжать свой анализ и мы скоро все узнаем

С нашей стороны мы тоже можем кое-что добавить.

А от людей, в том числе и в коментариях узнаем, что в некоторых регионах нанимает только ВПК и нанимает удивительно активно
Edited Date: 2010-01-10 05:25 pm (UTC)

Date: 2010-01-09 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] yaromirhladik.livejournal.com
Спасибо за обстоятельный комментарий.

Date: 2010-01-09 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] atytarenko.livejournal.com
Спасибо.
По графикам получается, что побочным эффектом кризиса оказалось уменьшение доли машиностроения в ВВП, и сдвиг дальше в сторону сырьевой экономики. В духе "модернизации" :)).
А нет где-то данных по Украине и Беларуси? Я видел, что в Украине рост в металлургии начался со II квартала, но потом как-то данных не видел.
From: [identity profile] xyu.livejournal.com
до кризиса основными рынками сбыта украинского метала
были Италия и Турция

Некоторое выравнивание в отрасли обьяснимо этим, но не думаю что там установился ровный рост.
Edited Date: 2010-01-10 02:24 am (UTC)

Date: 2010-01-09 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shkolnikov.livejournal.com
Продолжая разговор о принципиальной возможности/невозможности сравнения с 90-м годом:

на этих графиках (особенно, на первом, суммарно по промышленности) 1998г. смотрится эдаким незначительным провальчиком... А текущий кризис - существенно, в разы провальнее 1998-го. Что несколько расходится с наблюдаемыми невооруженным статистикой глазом явлениями...
From: [identity profile] xyu.livejournal.com
Теперь, если подумать:

нападение на Грузию означает что весь peace dividend с 1991 года "is blown in the wind", т.е. что надежды, связанные с якобы обоюдным разоружением и долговременным миром, которые возникли в 1991 теперь рассыпались после:

-угроз кремля Польше и Украине нацелить на них ядерное оружие в связи с возможным их участием в системе ПРО. Угрозы были сделаны в начале 2008.

-А в августе 2008 было нападение РФ на Грузию.

Безусловно этим не исчерпываються плохие новости из России.

После подобного западные инвесторы вынуждены учитывать агрессивную непредсказуемость военно-полицейского режима хунты генералов.

Истинные намерения властей в РФ стали очевидны и финансовые рынки мира отреагировали тем, что инвесторы поспешили убраться из России.

ТАК И ДОЛЖНО БЫЛО ПРОИЗОЙТИ. Риски с 1991 года были недооценены.
Edited Date: 2010-01-10 04:57 pm (UTC)

Date: 2010-01-10 04:52 am (UTC)
From: [identity profile] kmmbvnr.livejournal.com
да действительно, подрывает уверенность в правильности подсчетов

Date: 2010-01-10 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] kurdakov.livejournal.com
тот кризис - был кризисом, скажем так - изъятия наличности, когда у людей исчезли значительные части накоплений. И это, разумеется, почувствовалось всем очень ясно.

Наличный же объем производства вы можете наблюдать на графике.

Date: 2010-01-10 02:28 am (UTC)
From: [identity profile] davnym-davno.livejournal.com
НЕФТЕДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Достижение дна - Июль 2009
Длительность подъема - 16 месяцев

ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
Достижение дна - Декабрь 2009
Длительность подъема - 11 месяцев

Наверное, в обоих случаях опечатка в номере года? Не 2009, а 2008?

Date: 2010-01-10 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] i-crust.livejournal.com
да, видимо так.
но вот дно нефтепрома в июле 2008-го - это как? - на пике цен, в объемных показателях?

Date: 2010-01-10 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
Да, конечно.
Спасибо, поправил.

Date: 2010-01-10 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] liveread.livejournal.com
В Китае открыта самая быстрая ж/д магистраль в мире протяженностью 922 км, в пекинском аэропорте, по слухам, ежедневно осуществляется 1400 рейсов.
Зато в России "экономический бум" и "модернизация" :)
Каждому своё.

Date: 2010-01-10 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] ilya-evseev.livejournal.com
И всё-таки странно, что внешне, по субъективным впечатлениям обывателей, нынешний бум себя никак не проявляет.
Почему так?
Потому что прибыль вместо тачек-шмачек направляется в капвложения?

Date: 2010-01-10 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] alersandra.livejournal.com
Ну, если автовазу насыпали денег из казны от пуза, он и рад, стал выпускать свои тазики, вместо того, чтобы стоять банкротом. Это и названо бумом.
Хотя это всего-то искусственное дыхание.

Бум, бум, бум

Date: 2010-01-10 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] domitori.livejournal.com
– Дорогая, я а картошки купил! Теперь у нас хозяйственный бум!
– Картошка – это хорошо, ссыпай в ящик.
– Бум, бум, бум...

(Навеяно историей про топ–менеджеров, которым Масяня сказала "топайте отсюда")

Date: 2010-01-10 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] dwertys.livejournal.com
Андрей Николаевич, как Вы считаете с чем связан этот рост. Откуда он взялся, каковы его причины и последствия?

Date: 2010-01-10 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] ivangoe4.livejournal.com
Стимулус кончился. ;)

Date: 2010-01-11 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] dwertys.livejournal.com
Почему же кончился...

Date: 2010-01-10 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] arsanaut.livejournal.com
Действительно, чем можно объяснить этот экономический бум?

Date: 2010-01-10 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] demianwolf.livejournal.com
Да какой бум?
Производственные мощности на металлолом не успели распилить, работяг не успели поувольнять, просто восстановление. Инвестиций для этого не надо, долги разве что кое где перекредитовать

Date: 2010-01-12 04:02 am (UTC)
From: [identity profile] idan11.livejournal.com
Почему то смахивает на накачку промышленности деньгами, почти как больного транквилизаторами и прочей лабудой.
Надолго ли хватит больному? Или больного?

Profile

anillarionov: (Default)
ANDREI N ILLARIONOV

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 11th, 2026 01:12 am
Powered by Dreamwidth Studios