В последнее время проявилось некое подобие дискуссии относительно «перелома в нынешней войне» – либо уже состоявшегося, либо же еще только предстоящего. В частности, журналисты канала Ходорковский.live оформили это в качестве «спора» между Олегом Ждановым и автором этих строк, а Юлия Латынина поинтересовалась на этот счет мнением Романа Свитана:
Наступил ли перелом в войне? Спор Жданова и Илларионова, 13 августа 2022 г.
3:55-6:11:
Журналист: Добрый вечер, Олег. Здравствуйте. Добрый вечер, вот вы слышали мнение Андрея Илларионова о том, что на самом деле не было никакого перелома в этой войне. Согласны ли вы с этим?
О.Жданов: Не согласен, не согласен. Почему – объясню.
Во-первых, на Криворожско-Херсонском направлении – Южнобугское оно называется – противник увеличил численность всего лишь в два раза. Там сейчас сосредоточено до 30 батальонно-тактических групп и где-то порядка 22-25 тысяч человек. Наступление он может ввести только на одном направлении. Бахмут – это тоже Донецкое направление. Так что на Донецком направлении, да, противник продолжает вести, но уже не батальонно-тактическими группами, а диверсионно-разведывательные группами, то есть более мелкими подразделениями и иногда даже без поддержки бронетехники.
Единственное, что смог нарастить противник, это да, до 10 БТГ завести через Крым и [он] сосредотачивает их в треугольнике Токмак – Энергодар – Мелитополь. Вот это единственное, что он смог нарастить. Но те БТГ, которые сегодня под нашим давлением, противник перераспределил – начиная от Харькова. С Харькова забрали танковую дивизию, которая ему угрожала. Она пошла на усиление Запорожского направления, с Запорожского направления пошли на Южнобугское. Поэтому те подразделения, которые остались на линии фронта, они имеют практически потери в личном составе в некоторых подразделениях 30-40 процентов. Поэтому численность практически не изменилась. Наступление на Криворожском – Николаевском направлении – позавчера была попытка 76 десантной дивизии наступать на отдельном участке. В результате наступающие были разгромлены, отступили, и мы еще вдогонку уничтожили командный пункт этой 76-й десантно-штурмовой дивизии. Так что я бы не сказал, что они где-то там наступают. Да, на Донецком они прут – столько, сколько могут, но там даже нет резерва, нет второго эшелона.
https://www.youtube.com/watch?v=U0SFaEgqsKU
Роман Свитан в разговоре с Юлией Латыниной, 14 августа 2022 г.:
1:06:50 – 1:10:48:
Ю.Латынина: Последний вопрос. Вот все, что вы описываете, когда мы говорили о будущих успехах украинской авиации, – это было все в будущем. Вот сейчас можно ли сказать, что стратегическая инициатива перешла уже к украинским войскам? Или это все-таки слишком оптимистическое описание? И можно сказать только, что в отдельных случаях оперативная или тактическая инициатива иногда переходит к украинской армии?
Р.Свитан: Вот правильно вы сейчас разложили. Три вида инициативы – стратегическая, оперативная, тактическая.
Ю.Латынина: Арестович учил.
Р.Свитан: Ну, правильно учил. То есть в стратегической перспективе стратегическая инициатива уже действительно перешла к украинским войскам, так как украинское командование уже диктует как режиссер вот тому всему оркестру, который включает и российские и украинские войска, всему фронту диктует уже украинское командование. И вот эта стратегическая инициатива, как раз этот перелом произошел. Причем произошел он тогда, когда появились хаймерсы. И тогда, когда украинское командование могло, вернее, для себя уже приняло решение планировать действия по уничтожению противника на глубину до 50-70 км, то это очень сильно изменило поля боя. И когда было четко понятно, что количество того вооружения, которое мы заказываем, и номенклатура вся, которую мы заказываем, нам будет предоставлена, тогда украинское командование для себя уже поняло, что оно может планировать ведение боя, планировать ведение каких-то действий, перемещение войск, создание резервов. И вот эта возможность планирования – это и есть управление всем практически полем боя на глубину 50-70 километров, это минимум, который хаймерс сейчас достает, который у нас есть. Вот это и есть стратегическая инициатива, которую наше командование на себя перетянуло.
Пока еще реально остаются действительно моменты, связанные с тактической оперативной инициативой на поле боя в определенных секторах, где российские войска имеют в какой-то степени в каком-то месте преимущество в живой силе, практически везде преимущество в арте. Некоторые преимущества в оперативном каком-то порядке, то здесь еще можно говорить о том, что тактическая оперативная инициатива еще не полностью перешла к украинским войскам.
Причем очень важно, что переход тактической оперативной инициативы уже управления к нам, к украинским войскам, только после того, когда у нас будет, минимум, паритет, а лучше двух- трехкратное превосходство в живой силе и в технике. Потому что, как минимум, то, что у нас уже есть технологический паритет, и в некоторых случаях технологическая инициатива уже в наших руках, это уже тоже можно говорить. Но пока тактическая и оперативная [инициатива] пока в некоторых местах за Россией. И изменить это может только поставка вооружений, причем в 2-3 раза большее количество и номенклатуры, чем то, которое есть. Потому здесь нельзя говорить однозначно. То есть инициатива разная.
https://www.youtube.com/watch?v=FQzW_oSP7jk
У автора этих строк сложилось впечатение, что возможной причиной несовпадения прозвучавших оценок явилось то, что комментаторы имели в виду разные понятия.
Понятие «перелом в войне» в русскоязычных источниках часто сопровождается прилагательным «коренной» и используется в качестве выражения «коренной перелом в войне» по отношению почти исключительно к германо-советской войне 1941-45 гг. Под понятием «коренной перелом в германо-советской войне» понимается, как правило, период, начатый операцией РККА по окружению германских войск под Сталинградом 19 ноября 1942 г. и закончившийся освобождением Харькова 23 августа 1943 г. Иными словами, это период военных действий, включивший в себя последнюю стадию Сталинградского сражения, а также все Курское сражение, при том, что победу в обоих из них одержала советская сторона. В ходе обеих битв, а также боевых действий между ними были освобождены ранее оккупированные Германией значительные территории бывшего СССР с проживавшим на них населением численностью более 10 млн.чел. В ходе этих действий стратегическая инициатива перешла от вермахта к советской армии. Следует заметить также, что в ходе этого «коренного перелома в войне» потери с советской стороны превысили потери с немецкой стороны.
Руководствуясь этим, вполне хрестоматийным для граждан бывшего СССР, примером, можно предложить следующее определение «перелома в войне». Это радикальное изменение хода и характера военных действий, как правило, в результате очевидной победы одной стороны и очевидного поражения другой. В результате такого изменения хода войны стратегическая инициатива окончательно переходит от одной стороны (наступавшей на первом этапе войны, агрессора) к другой (отступавшей на первом этапе войны, жертве агрессии). Такое изменение хода и характера войны сопровождается занятием войсками второй стороны значительной по площади территории с находящимися на ней крупными административными, экономическими, транспортными центрами и проживающим на ней значительным населением. При этом вся освобожденная территория или, по крайней мере, ее бОльшая часть уже более не попадает под вторичную оккупацию войск агрессора. Соотношение потерь сторон не является определяющим для идентификации перелома в войне.
Иными словами, признаками (коренного) «перелома в войне» являются:
- крупное сражение (крупные сражения), закончившееся(иеся) очевидной победой одной стороны (очевидным поражением другой) – это желательный, но не обязательный признак;
- занятие (освобождение) значительной территории с крупными центрами и значительным населением – обязательный признак;
- бОльшая часть освобожденной территории в ходе дальнейших боевых действий не подвергается вторичной оккупации – обязательный признак;
- переход стратегической инициативы от одной стороны к другой – обязательный признак;
- соотношение потерь сторон может оказаться в пользу одной из сторон – необязательный признак.
Нетрудно видеть, что обязательными признаками «перелома в войне» являются:
- освобождение значительной территории, ранее оккупированной противником;
- удержание бОльшей части деоккупированной территории от вторичной оккупации;
- переход стратегической инициативы от одной стороны к другой.
Наличие военного, военно-экономического, военно-финансового паритетов является факторами, облегчающими достижение «перелома в войне», но не гарантирующими его.
Пользуясь этими критериями, можно предложить события, ставшие переломными в ходе известных в истории военных кампаний и отдельных войн:
- Западный фронт в ходе 2 м.в. – высадка союзников в Нормандии, 6 июня 1944 г.
- Война в Северной Африке в ходе 2 м.в. – Вторая битва при Эль-Аламейне, 23 октября – 11 ноября 1942 г.
- Война на Тихом океане в ходе 2 м.в. – битва за Мидуэй, 4-7 июня 1942 г.
- Советско-польская война – «Чудо на Висле», Варшавская битва, 13-25 августа 1920 г.
- Западный фронт в ходе 1 м.в. – битва за Амьен, 8-13 августа 1918 г.
- Франко-русская война 1812 г. – сражение под Малоярославцем, 24-26 октября 1812 г.
- Война Четвертой коалиции 1806-1807 гг. – битва под Фридландом, 14 июня 1807 г., см. пост Важнейшая европейская битва ХIХ века.
Кроме того, бОльшую часть из битв, вошедших в список 30 важнейших сражений отечественной истории, также можно считать переломными для отдельных военных кампаний, войн или же целых эпох военного противоборства.
Прилагая обсуждаемые выше признаки «перелома в войне» к российско-украинской войне 2014-2022 (?) гг., пока невозможно обнаружить:
- освобождение в результате действий ВСУ значительной территории, ранее оккупированной противником;
- удержание бОльшей части деоккупированной территории от вторичной оккупации;
- переход стратегической инициативы от ВСР к ВСУ.
Исходя из предлагаемого выше определения «перелом в войне», его важнейших признаков, а также имеющихся исторических примеров, следует признать, что военного перелома в нынешней российско-украинской войне пока не произошло.
В то же время происходит последовательное накопление ВСУ резервов, вооружений, боевой техники, боеприпасов, боевого опыта, что может свидетельствовать о постепенном приближении к военному паритету на поле боя. Его достижение, а также стабилизация линии фронта могут послужить необходимыми условиями приближения реального перелома в этой войне.
П.С. Судя по ответу Жданова, он отвечал на другие вопросы.
Журналист его спросил, согласен ли он с Илларионовым относительно отсутствия коренного перелома в войне. Он ответил, что не согласен. И добавил, что объяснит почему.
Его объяснения, приведенные выше, показывают, что он отвечал на другие вопросы. Он сказал:
1. Что Бахмутское и Донецкое направления – это не два направления, а одно.
2. Что противник уже не может наступать.
Иными словами, он вообще ничего не сказал относительно наличия или отсутствия коренного перелома в войне.
1. Что касается числа направлений, то разные эксперты оценивают их число по-разному. Например, К.Машовец считает, что таких направлений, по которым противник пытается наступать, минимум, восемь:
- Харьковское,
- Славянское,
- Бахмутское,
- Донецкое,
- Волновахское,
- Запорожское,
- Новопавловское,
- Херсонское.
2. Что касается способности противника наступать, то сам Жданов подтвердил, что противник продолжает эти попытки. Воспроизвожу собственные слова Жданова из процитированной выше передачи:
«Да, на Донецком они прут – столько, сколько могут...»
Наступил ли перелом в войне? Спор Жданова и Илларионова, 13 августа 2022 г.
3:55-6:11:
Журналист: Добрый вечер, Олег. Здравствуйте. Добрый вечер, вот вы слышали мнение Андрея Илларионова о том, что на самом деле не было никакого перелома в этой войне. Согласны ли вы с этим?
О.Жданов: Не согласен, не согласен. Почему – объясню.
Во-первых, на Криворожско-Херсонском направлении – Южнобугское оно называется – противник увеличил численность всего лишь в два раза. Там сейчас сосредоточено до 30 батальонно-тактических групп и где-то порядка 22-25 тысяч человек. Наступление он может ввести только на одном направлении. Бахмут – это тоже Донецкое направление. Так что на Донецком направлении, да, противник продолжает вести, но уже не батальонно-тактическими группами, а диверсионно-разведывательные группами, то есть более мелкими подразделениями и иногда даже без поддержки бронетехники.
Единственное, что смог нарастить противник, это да, до 10 БТГ завести через Крым и [он] сосредотачивает их в треугольнике Токмак – Энергодар – Мелитополь. Вот это единственное, что он смог нарастить. Но те БТГ, которые сегодня под нашим давлением, противник перераспределил – начиная от Харькова. С Харькова забрали танковую дивизию, которая ему угрожала. Она пошла на усиление Запорожского направления, с Запорожского направления пошли на Южнобугское. Поэтому те подразделения, которые остались на линии фронта, они имеют практически потери в личном составе в некоторых подразделениях 30-40 процентов. Поэтому численность практически не изменилась. Наступление на Криворожском – Николаевском направлении – позавчера была попытка 76 десантной дивизии наступать на отдельном участке. В результате наступающие были разгромлены, отступили, и мы еще вдогонку уничтожили командный пункт этой 76-й десантно-штурмовой дивизии. Так что я бы не сказал, что они где-то там наступают. Да, на Донецком они прут – столько, сколько могут, но там даже нет резерва, нет второго эшелона.
https://www.youtube.com/watch?v=U0SFaEgqsKU
Роман Свитан в разговоре с Юлией Латыниной, 14 августа 2022 г.:
1:06:50 – 1:10:48:
Ю.Латынина: Последний вопрос. Вот все, что вы описываете, когда мы говорили о будущих успехах украинской авиации, – это было все в будущем. Вот сейчас можно ли сказать, что стратегическая инициатива перешла уже к украинским войскам? Или это все-таки слишком оптимистическое описание? И можно сказать только, что в отдельных случаях оперативная или тактическая инициатива иногда переходит к украинской армии?
Р.Свитан: Вот правильно вы сейчас разложили. Три вида инициативы – стратегическая, оперативная, тактическая.
Ю.Латынина: Арестович учил.
Р.Свитан: Ну, правильно учил. То есть в стратегической перспективе стратегическая инициатива уже действительно перешла к украинским войскам, так как украинское командование уже диктует как режиссер вот тому всему оркестру, который включает и российские и украинские войска, всему фронту диктует уже украинское командование. И вот эта стратегическая инициатива, как раз этот перелом произошел. Причем произошел он тогда, когда появились хаймерсы. И тогда, когда украинское командование могло, вернее, для себя уже приняло решение планировать действия по уничтожению противника на глубину до 50-70 км, то это очень сильно изменило поля боя. И когда было четко понятно, что количество того вооружения, которое мы заказываем, и номенклатура вся, которую мы заказываем, нам будет предоставлена, тогда украинское командование для себя уже поняло, что оно может планировать ведение боя, планировать ведение каких-то действий, перемещение войск, создание резервов. И вот эта возможность планирования – это и есть управление всем практически полем боя на глубину 50-70 километров, это минимум, который хаймерс сейчас достает, который у нас есть. Вот это и есть стратегическая инициатива, которую наше командование на себя перетянуло.
Пока еще реально остаются действительно моменты, связанные с тактической оперативной инициативой на поле боя в определенных секторах, где российские войска имеют в какой-то степени в каком-то месте преимущество в живой силе, практически везде преимущество в арте. Некоторые преимущества в оперативном каком-то порядке, то здесь еще можно говорить о том, что тактическая оперативная инициатива еще не полностью перешла к украинским войскам.
Причем очень важно, что переход тактической оперативной инициативы уже управления к нам, к украинским войскам, только после того, когда у нас будет, минимум, паритет, а лучше двух- трехкратное превосходство в живой силе и в технике. Потому что, как минимум, то, что у нас уже есть технологический паритет, и в некоторых случаях технологическая инициатива уже в наших руках, это уже тоже можно говорить. Но пока тактическая и оперативная [инициатива] пока в некоторых местах за Россией. И изменить это может только поставка вооружений, причем в 2-3 раза большее количество и номенклатуры, чем то, которое есть. Потому здесь нельзя говорить однозначно. То есть инициатива разная.
https://www.youtube.com/watch?v=FQzW_oSP7jk
У автора этих строк сложилось впечатение, что возможной причиной несовпадения прозвучавших оценок явилось то, что комментаторы имели в виду разные понятия.
Понятие «перелом в войне» в русскоязычных источниках часто сопровождается прилагательным «коренной» и используется в качестве выражения «коренной перелом в войне» по отношению почти исключительно к германо-советской войне 1941-45 гг. Под понятием «коренной перелом в германо-советской войне» понимается, как правило, период, начатый операцией РККА по окружению германских войск под Сталинградом 19 ноября 1942 г. и закончившийся освобождением Харькова 23 августа 1943 г. Иными словами, это период военных действий, включивший в себя последнюю стадию Сталинградского сражения, а также все Курское сражение, при том, что победу в обоих из них одержала советская сторона. В ходе обеих битв, а также боевых действий между ними были освобождены ранее оккупированные Германией значительные территории бывшего СССР с проживавшим на них населением численностью более 10 млн.чел. В ходе этих действий стратегическая инициатива перешла от вермахта к советской армии. Следует заметить также, что в ходе этого «коренного перелома в войне» потери с советской стороны превысили потери с немецкой стороны.
Руководствуясь этим, вполне хрестоматийным для граждан бывшего СССР, примером, можно предложить следующее определение «перелома в войне». Это радикальное изменение хода и характера военных действий, как правило, в результате очевидной победы одной стороны и очевидного поражения другой. В результате такого изменения хода войны стратегическая инициатива окончательно переходит от одной стороны (наступавшей на первом этапе войны, агрессора) к другой (отступавшей на первом этапе войны, жертве агрессии). Такое изменение хода и характера войны сопровождается занятием войсками второй стороны значительной по площади территории с находящимися на ней крупными административными, экономическими, транспортными центрами и проживающим на ней значительным населением. При этом вся освобожденная территория или, по крайней мере, ее бОльшая часть уже более не попадает под вторичную оккупацию войск агрессора. Соотношение потерь сторон не является определяющим для идентификации перелома в войне.
Иными словами, признаками (коренного) «перелома в войне» являются:
- крупное сражение (крупные сражения), закончившееся(иеся) очевидной победой одной стороны (очевидным поражением другой) – это желательный, но не обязательный признак;
- занятие (освобождение) значительной территории с крупными центрами и значительным населением – обязательный признак;
- бОльшая часть освобожденной территории в ходе дальнейших боевых действий не подвергается вторичной оккупации – обязательный признак;
- переход стратегической инициативы от одной стороны к другой – обязательный признак;
- соотношение потерь сторон может оказаться в пользу одной из сторон – необязательный признак.
Нетрудно видеть, что обязательными признаками «перелома в войне» являются:
- освобождение значительной территории, ранее оккупированной противником;
- удержание бОльшей части деоккупированной территории от вторичной оккупации;
- переход стратегической инициативы от одной стороны к другой.
Наличие военного, военно-экономического, военно-финансового паритетов является факторами, облегчающими достижение «перелома в войне», но не гарантирующими его.
Пользуясь этими критериями, можно предложить события, ставшие переломными в ходе известных в истории военных кампаний и отдельных войн:
- Западный фронт в ходе 2 м.в. – высадка союзников в Нормандии, 6 июня 1944 г.
- Война в Северной Африке в ходе 2 м.в. – Вторая битва при Эль-Аламейне, 23 октября – 11 ноября 1942 г.
- Война на Тихом океане в ходе 2 м.в. – битва за Мидуэй, 4-7 июня 1942 г.
- Советско-польская война – «Чудо на Висле», Варшавская битва, 13-25 августа 1920 г.
- Западный фронт в ходе 1 м.в. – битва за Амьен, 8-13 августа 1918 г.
- Франко-русская война 1812 г. – сражение под Малоярославцем, 24-26 октября 1812 г.
- Война Четвертой коалиции 1806-1807 гг. – битва под Фридландом, 14 июня 1807 г., см. пост Важнейшая европейская битва ХIХ века.
Кроме того, бОльшую часть из битв, вошедших в список 30 важнейших сражений отечественной истории, также можно считать переломными для отдельных военных кампаний, войн или же целых эпох военного противоборства.
Прилагая обсуждаемые выше признаки «перелома в войне» к российско-украинской войне 2014-2022 (?) гг., пока невозможно обнаружить:
- освобождение в результате действий ВСУ значительной территории, ранее оккупированной противником;
- удержание бОльшей части деоккупированной территории от вторичной оккупации;
- переход стратегической инициативы от ВСР к ВСУ.
Исходя из предлагаемого выше определения «перелом в войне», его важнейших признаков, а также имеющихся исторических примеров, следует признать, что военного перелома в нынешней российско-украинской войне пока не произошло.
В то же время происходит последовательное накопление ВСУ резервов, вооружений, боевой техники, боеприпасов, боевого опыта, что может свидетельствовать о постепенном приближении к военному паритету на поле боя. Его достижение, а также стабилизация линии фронта могут послужить необходимыми условиями приближения реального перелома в этой войне.
П.С. Судя по ответу Жданова, он отвечал на другие вопросы.
Журналист его спросил, согласен ли он с Илларионовым относительно отсутствия коренного перелома в войне. Он ответил, что не согласен. И добавил, что объяснит почему.
Его объяснения, приведенные выше, показывают, что он отвечал на другие вопросы. Он сказал:
1. Что Бахмутское и Донецкое направления – это не два направления, а одно.
2. Что противник уже не может наступать.
Иными словами, он вообще ничего не сказал относительно наличия или отсутствия коренного перелома в войне.
1. Что касается числа направлений, то разные эксперты оценивают их число по-разному. Например, К.Машовец считает, что таких направлений, по которым противник пытается наступать, минимум, восемь:
- Харьковское,
- Славянское,
- Бахмутское,
- Донецкое,
- Волновахское,
- Запорожское,
- Новопавловское,
- Херсонское.
2. Что касается способности противника наступать, то сам Жданов подтвердил, что противник продолжает эти попытки. Воспроизвожу собственные слова Жданова из процитированной выше передачи:
«Да, на Донецком они прут – столько, сколько могут...»
no subject
Date: 2022-08-15 11:04 am (UTC)LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
no subject
Date: 2022-08-15 11:13 am (UTC)no subject
Date: 2022-08-15 11:28 am (UTC)no subject
Date: 2022-08-15 12:53 pm (UTC)no subject
Date: 2022-08-15 02:20 pm (UTC)no subject
Date: 2022-08-15 04:40 pm (UTC)Напоминает надежды одного персонажа на чудо оружие не имевшего аналогов. Рейх имел лучший танк, реактивный истребитель, акустические торпеды, шнорхели и баллистические ракеты. А вот поди ж ты
no subject
Date: 2022-08-16 05:36 am (UTC)Более того, когда имел хлам по сравнению с остальными(из 2500 танков 500 были вооружены только пулемётом) за исключением истребителя BF-109 и пулемёта MG-34. То Вермахт одерживал победы.
no subject
Date: 2022-08-15 11:49 am (UTC)no subject
Date: 2022-08-15 12:04 pm (UTC)В этом смысле, хаймерсы действительно обеспечили перелом в нынешней войне. Гэбня уже переходит в оборону и ищет возможности перемирия (с нынешними териториальными приобретениями), укро-армия начинает освобождать правобережье.
no subject
Date: 2022-08-15 02:33 pm (UTC)no subject
Date: 2022-08-15 04:47 pm (UTC)А так да, формально Украина вытеснила россиян из-под Киева и уже там никто наступать и не планирует в ближайшее время. Чем не перелом?
Территории в современной войне не так критичны, ибо средства поражения (Хаймерсы) в разы превосходят по дальности средства поражения времен Второй Мировой. Авиация сторон вообще дальше линии фронта летать боится из-за ПВО.
no subject
Date: 2022-08-15 06:55 pm (UTC)Я бы не сказал, что вытеснили. Сами ушли. Т.к. на оккупацию Киева сил там была явно недостаточно - а просто болтаться, да без подвоза, смысла не было. Соответственно, вывели - чтобы ими укрепить основное направление ("наземный коридор").
Но теперь происходит иное: Украина давит уже по основному для гэбни направлению, отвоёвывая правобережье.
Если отвоюет Херсон - сможет по прямой обстреливать хаймерсами Чонгар/крымский перешеек (т.е. прекратить поставки ордынской техники на юг Украины через Крым).
Так что територия роль играет (по крайней мере, пока запад не даёт ракеты на 300 км).
no subject
Date: 2022-08-15 10:10 pm (UTC)Вопрос не в том, кто откуда ушел, а в том, что наступать РФ уже не может в стратегическом и даже оперативном масштабе. Только тактически, бои "за избушку лесника", причем Украина нет-нет, да и отвоевывает свое взад, как например под Изюмом.
Так что я лично со Ждановым согласен.
no subject
Date: 2022-08-16 04:43 am (UTC)В российско-украинской войне главные вопросы состоят в том, готов ли коллективный Запад, жертвуя небольшой долей своего комфорта, оказывать Украине всю необходимую поддержку столько времени, сколько потребуется, и как долго экономика РФ сможет поддерживать свои огромные расходы на войну, составляющие половину бюджета. Происходящее на фронте уже вторично.
Военные расходы и перелом в войне
Date: 2022-08-17 08:24 pm (UTC)Ни потому, что его не было на фронте, ни потому, что не было перевеса в военных расходах.
Военные расходы США по сравнению с военным раходами Германии тогда были еще весьма скромными.
Как уже не раз сообщалось автором этих строк, совокупные военные расходы антигитлеровской коалиции (Великобритании, СССР, США, Китая) превысили совокупные военные расходы стран оси и оккупированных ими стран только в 1943 г.
В настоящее время совокупные военные расходы Украины и ее союзников, направляемые на помощь Украине, в 3-6 раз ниже совокупных военных расходов России и Беларуси, направляемые на войну против Украины.
no subject
Date: 2022-08-15 12:09 pm (UTC)Жданов имел ввиду, что Под переломом он имел ввиду , что на Южнобугском направлении противник увеличил свою численность всего в 2 раза, а "на Донецком они прут -столько, сколько могут...". Ну а в остальном короче полный перелом, обоих ног, причем открытый... Я даже не пойму, чем он пытался возразить А.Н. , возражая он как раз и подтвердил, что перелом и контранаступление это пока в мозгах для персон особо впечатлительных, которым нужен в основном позитив
См. П.С. к этому посту
Date: 2022-08-17 08:24 pm (UTC)no subject
Date: 2022-08-15 12:31 pm (UTC)Андрей Николаевич, вы часто упоминаете о том, что РФ тратит на войну от $500 млн до $1 млрд в день. Доходная часть бюджета РФ на 2022 г. составляет, по курсу 60 рублей за $1, приблизительно $417 млрд. Получается, что РФ в 2022 г. потратит на войну как минимум $150 млрд. Это уже огромные расходы, и, скорее всего, на самом деле РФ тратит на войну еще больше. Как долго, по вашему мнению, РФ будет способна поддерживать настолько высокие военные расходы? Очень хотелось бы увидеть или услышать Ваши комментарии о финансовой и экономической ситуации в РФ.
no subject
Date: 2022-08-15 01:30 pm (UTC)- удержание бОльшей части деоккупированной территории от вторичной оккупации;
- переход стратегической инициативы от одной стороны к другой.
Так все уже произошло!
В результате отступления армии РФ освобождена значительная территория Киевской, Черниговской, Сумской и Харьковской областей, их реоккупация невозможна, Украина перехватила стратегическую инициативу, отказавшись от невыгодных ей переговоров и навязав России затяжную позиционную войну за каждую деревню/улицу вместо маневренных действий с окружением/захватом крупных военных группировок и промышленно-логистических центров. Из факультативных признаков "перелома" — однозначно превышающие и непропорциональные потери РФ.
Это не перелом
Date: 2022-08-15 08:57 pm (UTC)Они ушли сами.
Не бежали, а ушли.
Организованно, в порядке, без потерь.
Re: Это не перелом
Date: 2022-08-16 05:12 am (UTC)Вы не поняли
Date: 2022-08-16 03:39 pm (UTC)Re: Вы не поняли
Date: 2022-08-17 08:49 am (UTC)Если такая информация есть, сообщите, плиз
Date: 2022-08-17 07:48 pm (UTC)- о нанесении ВСУ поражения российским войскам, отступавшим от Киева, Чернигова, Сумов;
- об их разгроме, окружении, взятии в плен;
- об их потерях.
Если я действительно пропустил такие сообщения, и российские войска действительно понесли в этих районах в это время серьезные потери, потерпели поражения, были взяты в плен и т.д., был бы признателен за предоставление такой информации.
no subject
Date: 2022-08-16 01:17 pm (UTC)Предупреждение за нарушение Правил данного блога
Date: 2022-08-16 03:45 pm (UTC)Реоккупация части Харьковской области
Date: 2022-08-17 07:52 pm (UTC)Часть Харьковской области была освобождена, ВСУ вышли на государственную границу и даже установили там пограничные знаки.
Затем эта часть Харьковской области была реоккупирована вновь, и Харьков вновь стал подвергаться обстрелам российской полевой артиллерии.
no subject
Date: 2022-08-15 02:35 pm (UTC)https://aillarionov.dreamwidth.org/ (https://aillarionov.dreamwidth.org/)
Там все ваши посты до марта сего года.
no subject
Date: 2022-08-15 02:45 pm (UTC)Моё предложение: не файл, а прикреплённая запись. Каждый раз, когда вы будете писать новую запись, вы будете добавлять в прикреплённую запись название новой записи и ссылку на неё. Таким образом список ваших постов будет постоянно обновляться. Я понимаю, что такая прикреплённая запись будет очень тяжеловесной, но красота требует жертв.
no subject
Date: 2022-08-15 06:54 pm (UTC)мне кажется, в этом нет супер необходимости. Посты, даже замороженные — их линки — отображаются в других соц.сетях АНИ. И всё необходимое при желании можно найти.
Этот список (на мой взгляд) ценен прежде всего тем, что в нем содержатся в первую очередь посты прошлых лет. По крайней мере, я его создавала именно с этой целью — сохранить блог "начиная с начала" :) чтобы в случае чего — всё могло найтись в архивах. Хотя, в общем-то, можно и по другому способу найти необходимый пост в архиве, через непосредственно сам блог..этот способ указан у Андрея Николаевича, но здесь каждый сам выбирает, что ему удобней.
И можете не переживать, этот список мной продолжается вестись)) если будет критически важно, поделюсь дополненными постами)
no subject
Date: 2022-08-15 03:27 pm (UTC)no subject
Date: 2022-08-15 08:28 pm (UTC)no subject
Date: 2022-08-16 04:47 am (UTC)P.S.
Это как слово "трава" — мент понимает по своему, тинейджер по своему а фермер по своему. :)
Какие военные говорят о "переломе в войне"?
Date: 2022-08-17 08:27 pm (UTC)no subject
Date: 2022-08-18 07:04 am (UTC)эксперты говорят о переломе, военные — просят оружие.
прошу прощения, не могу удержаться — 3 минуты безобидного украинского юмора:)
https://www.youtube.com/watch?v=mpCgDaQe_Vw
no subject
Date: 2022-08-18 03:24 pm (UTC)Безобидный и бессмысленный.
спасибо конечно, за великодушие, за то, что решились отвечать за Бога, но у вас прощения никто не спрашивал.
и мнения о смысле — тоже
Жданов отвечал на другие вопросы
Date: 2022-08-17 08:07 pm (UTC)Журналисты его спросили, согласен ли он с Илларионовым относительно отсутствия коренного перелома в войне. Он ответил, что не согласен. И добавил, что объяснит почему.
Его объяснения, приведенные выше, показывают, что он отвечал на другие вопросы. Он сказал:
1. Что Бахмутское и Донецкое направления - это не два направления, а одно.
2. Что противник не может наступать.
Иными словами, он вообще ничего не сказал относительно наличия или отсутствия коренного перелома.
1. Что касается числа направлений, то разные эксперты по-разному оценивают их число. Например, К.Машовец считает, что таких направлений, по которым противник пытается наступать, минимум, восемь:
- Харьковское,
- Славянское,
- Бахмутское,
- Донецкое,
- Волновахское,
- Запорожское,
- Новопавловское,
- Херсонское.
2. Что касается способности противника наступать, то сам Жданов подтвердил, что противник продолжает наступать. Воспроизвожу собственные слова Жданова из процитированной выше передачи:
"Да, на Донецком они прут – столько, сколько могут..."
no subject
Date: 2022-08-15 04:30 pm (UTC)То есть говорить о переломе после Сталинграда, если учитывать ваше опреление перелома, не приходится.
no subject
Date: 2022-08-15 09:43 pm (UTC)Харьков был освобожден 23 августа 1943 г. и более оккупации не подвергался.
no subject
Date: 2022-08-15 10:19 pm (UTC)no subject
Date: 2022-08-15 05:19 pm (UTC)Послушайте этот момент с 30 минуты 40 секунды: https://youtu.be/k4-QpCv5Gtc?t=1839
no subject
Date: 2022-08-15 07:01 pm (UTC)1. Сын Байдена умер от рака мозга, а не на войне.
2. Цитата проливает свет на систему взглядов и ценностей Джо Байдена.
no subject
Date: 2022-08-15 09:08 pm (UTC)Байден уже и сам одной ногой в могиле. Ему все пофиг. Мне так ка-тся.
no subject
Date: 2022-08-16 01:32 am (UTC)no subject
Date: 2022-08-16 02:14 pm (UTC)Пожалуй, это об'ясняет его поведение.
no subject
Date: 2022-08-15 09:15 pm (UTC)Андрей Илларионович, а пусть они говорят про перелом, что Вам жалко что ли. Это духовный перелом. И духовная победа уже тоже одержана. А Байдена они все равно продолжат отмазывать, а Трампа по-прежнему будут ненавидеть. И не всё ли равно.
no subject
Date: 2022-08-16 04:04 pm (UTC)В чем именно?
Date: 2022-08-17 08:28 pm (UTC)Как? В чем? Какие признаки?
Re: В чем именно?
Date: 2022-08-18 09:10 am (UTC)