anillarionov: (Default)
[personal profile] anillarionov
4 июля 2022 г.

Несмотря на то что антиукраинские настроения подогревались российскими государственными СМИ с середины 2000-х, эти усилия имели не столь значительный эффект, пока в 2010-х годах пропаганда не подключила тему «украинского национализма» и «фашизма», разрушив с ее помощью чувство единства с украинцами, пишет Лев Гудков, научный руководитель «Левада-центра», в статье «Три фазы адаптации». Этой статьей Re: Russia открывает серию публикаций «Риторики войны», посвященную тому, как функционирует и меняется дискурс войны в политической риторике, пропаганде и общественном мнении России.

Радикализация антиукраинской пропаганды в конце 2021 года вызвала в российском обществе волну страха перед «большой войной», отмечает Лев Гудков. В результате первая реакция на вторжение в Украину была не вполне консолидированной: заявляя в основном о ее поддержке, почти в одинаковой степени респонденты отмечали как позитивные, так и негативные эмоции в качестве реакции на начало войны. Однако этот страх в значительной мере купировало само понятие «специальной операции».

В целом реакция общества на войну (как она отразилась в массовых опросах) прошла за это время три стадии. Недостаточно консолидированная поддержка войны на фоне страха и шока на первых порах сменилась периодом наибольшей консолидации и мобилизации ее сторонников: март и апрель стали месяцами максимальной декларативной поддержки войны. Однако с мая, по мере того как война принимала затяжной характер, начался период рутинизации. Он характеризуется, с одной стороны, падением интереса к новостям из Украины, причем наиболее заметным среди молодежи и противников войны, которые, осознав невозможность изменить ход вещей, стали отгораживаться от проблемы. С другой стороны — некоторым ростом тревоги в отношении жертв и разрушений войны, ее затяжного характера и неопределенности будущего. И хотя несколько выросла доля тех, кто ощущает ответственность за гибель людей и продолжение военных действий, доминирующим механизмом компенсации этой тревоги остается «перенос ответственности» за происходящее на «внешние силы».

Один европейский дипломат в разговоре со мной сказал: «Мы думали, что это война Путина с Украиной, а теперь, глядя на последние данные „Левада-центра“, приходим к выводу, что это война русского народа с Украиной». Не мое дело опровергать глубокий пессимизм западных обозревателей и политиков, долгое время симпатизировавших демократическим переменам в России, но разочарованных поворотом путинского режима к агрессивному и реакционному имперскому традиционализму. Нет смысла оспаривать идеологические оценки, скрывающиеся за понятийными сущностями вроде «метафизики русского народа», а значит, и подразумеваемой «извечной склонности русских к деспотии». Их суть сегодня — прощание с иллюзиями мирных отношений Запада с Россией, подведение черты под 30-летним периодом постсоветского развития. Единственная возможность удержать какие-то ниточки понимания — объяснение технологии оправдывающего войну тоталитарного консенсуса, который навязывается обществу репрессивным режимом.

Предыстория: начало конфликта и роль темы «фашизма»
24 февраля стало полной неожиданностью для западной общественности и противников Путина в самой России. В отличие от них российское общественное мнение давно и основательно подготовлено к войне с Украиной.

Антиукраинская тема на федеральных телевизионных каналах возникла параллельно с установлением режима «суверенной демократии». Волны враждебности сопровождали каждый выборный период в Украине после «оранжевой революции», когда в украинском обществе отчетливо обозначилось движение в поддержку интеграции с ЕС и вступления в НАТО.
Перспектива независимой от Москвы и успешно развивающейся Украины, полноправного члена европейского сообщества, представляла серьезнейшую угрозу для режима, разворачивающего страну в сторону консервативной и антилиберальной диктатуры. Однако до 2008 года пропагандистский эффект этих усилий был незначительным, поскольку обличения пропаганды сосредоточивались на теме угрозы «цветных революций» как инструмента западной геополитики. Российское население это не слишком занимало, оно не видело здесь проблемы для себя и относило антиукраинскую риторику Кремля к суетливым хлопотам по самосохранению власти. Так, уже в 2005–2007 годах от 49 до 53% россиян сознавали, что «Украина постепенно сближается со странами Запада и отдаляется от России», но это не меняло преобладающего позитивного отношения к ней (см. рис. 1).

Рисунок 1. Динамика положительного и отрицательного отношения к Украине (вопрос «Как вы в целом относитесь сейчас к Украине?»), % от числа опрошенных

https://datawrapper.dwcdn.net/uF6AX/1/

Ситуация начала меняться после августа 2008 года, когда украинское руководство фактически поддержало Грузию в ходе военного конфликта вокруг Южной Осетии. Выход Грузии из сферы влияния России вызвал мощную волну антигрузинской пропаганды, реанимировавшей имперские представления населения, что опосредованно отразилось и на массовом отношении к Украине (см. на рисунке 1 период 2008–2009 годов). Однако радикальная смена симпатии на антипатию произошла только после Майдана и аннексии Крыма весной 2014 года. Патриотическая эйфория, охватившая российское общество, не только восстановила снизившуюся в 2011–2012 годах популярность Путина, но и стимулировала имперские и милитаристские настроения. Крымский успех «зеленых человечков» был спроецирован на восточные регионы Украины, потянув за собой формирование сепаратистских сил в Донбассе, невозможных без финансовой и военной поддержки России. Следующим шагом российской экспансии должна была стать «Новороссия» — повторение сценария объявления «независимости» не только Донецка и Луганска, но также Одессы и других регионов после введения пророссийских вооруженных формирований, как это было ранее в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье.

Провал плана «Новороссия» потребовал объяснений и работы с общественным мнением, выдвинув тему «украинского нацизма» в качестве основной линии пропаганды. С этого момента антиукраинская демагогия теснейшим образом переплелась с традиционным антизападничеством российской бюрократии. Введение в 2014 году не очень продуманных западных санкций против России дало скорее обратный эффект: их негативное воздействие было сравнительно легко нейтрализовано, но сам факт их введения стал основанием для отождествления украинского национализма с нацизмом, с одной стороны, и с русофобией Запада, с другой.

Риторика обличения «украинского фашизма» подключала главный мотив поздней советской идеологии: оправдание СССР и сталинизма победой над фашистской Германией, превращая эту победу в моральный и символический капитал России как наследницы СССР, в ключевой механизм национальной идентичности и самоутверждения. И если до этого момента пропаганде не удавалось сломать чувства взаимной близости русских и украинцев (в 2001–2004 годах две трети россиян не считали Украину «заграницей»), то переход на язык «борьбы с фашизмом», язык Второй мировой войны, практически полностью подорвал сознание близости России и Украины и сочувствия к украинцам (см. рис. 1). Еще во время Майдана основная масса опрошенных (68–75%) полагала, что России не следует вмешиваться в украинские дела, а курс на вступление в ЕС — внутреннее дело украинского общества (лишь 22% считали необходимым препятствовать этому любыми средствами, включая военные). Но уже с марта 2014 года отношение к событиям в Украине полностью изменилось. Тема украинского «фашизма» и «нацизма» последовательно «расчеловечивала» украинцев, снимая в отношении к ним моральные табу и ограничения на насилие.

Использование слова «фашизм» в пропаганде имеет давнюю историю, уходящую в 1930-е годы борьбы с троцкизмом, обличением европейских социал-демократов как предателей и союзников фашизма, противников коммунистов, перенос этой риторики на обвиняемых на сталинских процессах и т. п. В период холодной войны такой ярлык охотно навешивался на любых критиков СССР. В перестройку эта практика казалось забытой, но в 2003–2007 годах вновь оказалась востребованной для дискредитации балтийских стран, присоединявшихся к ЕС и НАТО (можно вспомнить раздутый скандал с «бронзовым солдатом» в Эстонии, обвинения в реабилитации нацизма в Латвии или Литве и т. п.).

Тема «войны»: риторика и факторы ее оправдания
Нагнетание в конце 2021 года милитаристской и антизападной истерики в российских СМИ вызвало сильнейший страх населения перед приближающейся «большой» («мировой») войной. 71% опрошенных боялись такого развития событий (это максимум за 30 с лишним лет наших исследований), но надеялись, что «пронесет» и дело, как обычно, ограничится словесной перепалкой. С кем будет война, было более или менее ясно: 37% считали, что с Украиной, а 25% — что с НАТО. В феврале 2022 года (еще до начала «спецоперации») вероятной войну с Украиной считали уже 45%, а маловероятной — 49%. При этом 52% опрошенных такая перспектива пугала, но остальные по-прежнему в нее не верили и оставались спокойными. «Плохо» относились к Украине в этот момент 52% опрошенных, а «хорошо» — 36%. Но уже в мае аналогичные показатели составляли: 66% («плохо») против 22% («хорошо»), причем в первой группе преобладала опция «очень плохо» — 41%.

Рисунки 2–3. Уровень поддержки специальной операции и эмоции, вызванные военными действиями в Украине, март 2022 года, % от числа опрошенных
Поддержка

https://datawrapper.dwcdn.net/ZkkWD/4/

Эмоции (респонденты могли выбрать более одного ответа)

https://datawrapper.dwcdn.net/ZkkWD/2/

Тем не менее начало военных действий вызвало у россиян крайне противоречивые чувства. «Гордость за Россию», «воодушевление, радость» испытывали соответственно 51 и 14% опрошенных. Напротив, тревогу, ужас, страх ощутили 31%, шок, гнев, возмущение — 19%, стыд, подавленность и оцепенение — еще 14%. Некоторые респонденты одновременно переживали и страх, и удовлетворение (см. рис. 3: 65% опрошенных отметили положительные эмоции, которые они испытали после начала войны, и 62% — противоречивые и отрицательные). Но интенсивность этих эмоций и их выражения заметно различалась у разных групп: негативные переживания характерны в большей степени для молодых россиян, позитивные чувства — вдвое выше среднего у людей старшего возраста и жителей провинции (села, малых и средних городов).
Уровень одобрения и личной поддержки действий российской армии в Украине поднялся с 68% в феврале до 81% в марте, стабилизировавшись в дальнейшем в диапазоне 74–77% (см. рис. 4).

Рисунок 4. Динамика поддержки «спецоперации» (вопрос «Вы лично поддерживаете или нет действия российских вооруженных сил в Украине?»), % от числа опрошенных

https://datawrapper.dwcdn.net/tvOEq/2/
Февраль: телефонный опрос, 27 февраля, N = 1504; март–июнь: личное интервью по месту жительства, N = 1600.

Было бы ошибкой считать такую степень одобрения политики Путина и войны с Украиной выражением спонтанной реакции общества. Организованный консенсус — непременное условие функционирования социума, становящегося тоталитарным. Он невозможен без монополии режима на средства массовой информации, превращенные в машину пропаганды, которая вносит в массовое сознание упрощенные образы происходящего. Одновременно вводится полный запрет на альтернативную информацию, а это значит, что российское общество изолировано от сведений о военных потерях, о мародерстве, убийствах, изнасилованиях и прочих преступлениях против населения Украины. С началом конфликта были закрыты десятки известных независимых СМИ, заблокированы фейсбук, твиттер, несколько тысяч сайтов, начались преследования журналистов, аресты и штрафы за дискредитацию армии и спецоперации. Три четверти населения России оказались в информационном пузыре пропаганды. Лишь небольшой процент пользователей (примерно 7–8%), обладающих необходимыми навыками и компетенциями, умеет обходить введенные Роскомнадзором блокировки. Свободное информационное пространство в России сократилось в разы. Циничная технология обработки общественного мнения в таких условиях резко повысила свой КПД.

Три четверти одобряющих войну (как и деятельность президента) получают информацию преимущественно из телевизора или доверяют только ему. В то время как среди не одобряющих войну телезрителей лишь 24%, а 54–59% противников спецоперации для понимания происходящего в зоне военных действий используют главным образом интернет и социальные сети. При этом наличие родственников в Украине не играет особой роли.

Дополнительными факторами поддержки следует считать аргументы оправдания войны. Во-первых, аргумент «наши военные действия были вызваны угрозой со стороны Запада» («мы» в этом ракурсе — «жертвы» чужой агрессии, экспансии НАТО). Во-вторых, ссылки на обязанность освободить население Донбасса, страдающее от украинских нацистов. В-третьих, война, получившая лицемерное название «специальной военной операции», с самого начала воспринималась (в соответствии с заверениями Путина и военного командования) как локальное, ограниченное по срокам и масштабам событие. Таким образом, подчеркивалось, что это не та «большая», мировая война, которой население боялось. И эти усилия внесли некоторое успокоение в массовое сознание, уцепившееся за предложенные пропагандой версии, снимающие чувство внутреннего дискомфорта. Важно, что абсолютное большинство опрошенных (72%) уверены в том, что военные действия не могут перейти на территорию самой России и что такой сценарий полностью должен быть исключен из рассмотрения.

Мартовский опрос (на пике одобрения «спецоперации») показал усвоенность представлений о формируемых пропагандой целях войны: 43% считали, что она ведется ради защиты русского или русскоязычного населения Украины, 25% — для того чтобы предотвратить нападение НАТО, еще 14% — чтобы сдержать расширение НАТО. Цели «денацификации», присутствующие в риторике пропаганды, из-за отсутствия видимых успехов постепенно отходят на второй план — ее упомянул лишь 21% опрошенных. Еще меньше считают, что задача «операции» заключается в том, чтобы присоединить Украину к России, — 3%.

И все же цензура, уголовные наказания и пропаганда не могут полностью объяснить высокую поддержку войны российским населением. Более важным следует считать то, что длительная работа пропаганды и других социальных институтов привела к воспроизводству глубоко лежащих слоев тоталитарной политической культуры советского типа, парализующих саму способность формирования субъективного мнения и оценок действий репрессивной власти. Это инерция советского сознания, мышления человека тоталитарного государства.

Речь также идет о массовой идентификации с «великой державой», ее военной мощью, ценностями и признанием ее суверенного права навязывать свою волю другим странам. На вопрос (заданный 27 февраля) «Имела ли Россия право начинать военные действия на территории Украины?» **48% опрошенных заявили: **«Да, она имеет на это право, она должна защищать свои интересы». В этом типе сознания отсутствуют представления о международном праве и морали. Такие ответы суть выражение значимости имперского или великодержавного синдрома и права силы как нормы коллективных представлений. Еще 29% заявили, что «вообще-то Россия не имеет на это права, но в случае защиты русскоязычного населения Украины она ведет себя правильно». Этот оппортунистский вариант ответа можно рассматривать как переходный тип или как форму размывания доминирующей структуры сознания: респонденты используют здесь для самооправдания те аргументы, которые выдвигала пропаганда еще в 2014 году. И лишь стабильные 15% опрошенных отрицали за Россией право на войну, испытывая стыд, возмущение и отчаяние.

Иначе говоря, основная масса россиян готова использовать любые основания для оправдания действий власти, с которой эти люди идентифицируют себя в качестве части некоего целого — «своей» страны. Среди тех, кто одобряет деятельность Путина как президента, доля поддерживающих военные действия в Украине составляет 84–85% (противников войны в этом массиве всего 11–12%). И, напротив, среди противников Путина картина мнений противоположная: доля осуждающих вторжение российской армии в Украину составляет 62–66% и лишь 26–28% критиков президента одобряют спецоперацию (в мае — 34% при 56% не поддерживающих). Доля несогласных с политикой Путина по отношению к Украине выше среди молодежи (в июне — 36% при 20% «несогласных» в среднем по выборке) и минимален у людей старшего возраста (8%). В Москве в апреле войну поддерживали 58%, в больших городах — 69%, в провинции от 75 до 80%. К июню различия между центром и периферией в этом отношении практически стерлись, если не считать несколько более слабого осуждения войны в малых городах и селах (на 5–7 процентных пунктов).

При этом, отказывая Украине в статусе суверенного государства, общественное мнение не рассматривает ее как инициатора войны или причину конфликта: ответственность за конфронтацию россияне неизменно (как и ранее в случае войны с Грузией) возлагали на США и НАТО (60% в феврале, 57% в апреле; однако среди 20-летних респондентов доля подобных ответов снижается до 36%). Украинское руководство обвиняли лишь 14–17%. Виновным в агрессии против Украины и оккупации ее территорий российское руководство считали всего от 1% опрошенных в феврале до 7% в апреле (примерно столько же, сколько и тех, кто возлагал ответственность за войну на непризнанные республики, — 1%). К маю появилось некоторое число тех, кто считает, что «никто не виноват» — 8% или «все виноваты» — 3%. Это демонстрирует появление типа людей, которые, ощущая неловкость и противоречия пропаганды, стараются размазать ответственность подразумеваемой ссылкой на некие непреодолимые обстоятельства, снимая тем самым вину с себя и с России.

Признаки новой фазы: рутинизация и перенос ответственности
Абсолютное большинство опрошенных неизменно уверено, что война закончится победой России (75%), в победу Украины верит лишь 1%, и эта цифра не меняется на протяжении трех месяцев. Но уже в мае 15% полагают, что военные действия затянутся надолго и ни одна из сторон не одержит верх. Среди последних заметно больше противников спецоперации — более молодых респондентов (19–20%), москвичей (22%). То же распределение в ответах на вопрос об успешности «спецоперации»: доминирующее большинство считает, что она успешно продвигается (73%, майский опрос), 15% не видят ее результатов, в том числе 4% считают ее провальной. Максимум уверенности в том, что «все идет по плану», приходится на периферийные города (75–77%), минимум — на Москву (65%).

Однако, несмотря на эту общую уверенность, война затягивается и внимание к событиям в Украине слабеет, причем в первую очередь — среди молодежи и противников войны. Если в конце февраля 48% были уверены, что «операция» займет несколько дней, максимум — несколько недель (лишь 18% считали, что это потребует месяцы и 11% — год и больше), то в мае уже 49% склонялись к мысли, что война будет длиться от полугода до года, а 21% полагал, что даже больше года. В июне последних стало 27%, а доля «оптимистов» сократилась до 3%.
Происходит рутинизация и привыкание к войне, к монотонным сводкам военных, а также — к вербальной агрессии одних и тех же участников политических ток-шоу.

В представлениях респондентов повысилась вероятность перерастания войны с Украиной в войну с НАТО (в феврале боялись этого 30%, в мае — уже 48%). Но этот страх рождается спонтанно, уже вне связи с пропагандой, из слабого, но все же начавшегося осмысления последствий политики российского руководства. В особенности пугает (в мае в этом признался каждый второй опрошенный) перспектива применения ядерного оружия российской стороной, встречающей упорное сопротивление украинской армии. Растут и сомнения в объективности освещения телевидением хода военных действий в Украине: 53% доверяют телевидению, полагая, что оно объективно подает события, 41% в этом сомневается или считает информацию необъективной; среди молодежи негативные оценки телевидения дают 59% опрошенных. Но и доверие к интернету и соцсетям ненамного выше: объективной подачу информации там считают 37%, необъективной — 42–44%.

Тревога, вызванная затягиванием военных действий, составляет психологический и социальный фон понимания текущих событий. О ней раз за разом говорили 80–82% опрошенных. Главные поводы для нее и причины недовольства военной операцией (март): «люди гибнут, разрушения» (43% опрошенных), вторглись в другое государство (19%), «наши мальчики умирают» (8%). В мае ответы стали более определенными: «гибель людей» беспокоит 47%, факт вторжения и военных действий — 26%, «неопределенность» — еще 13%. Эти три повода для беспокойства составляют три четверти всех ответов.

Рисунок 5. Причины беспокойства (вопрос «Что именно вас беспокоит в текущих событиях в Украине?»), % от числа опрошенных, которых беспокоят события в Украине, открытый вопрос

https://datawrapper.dwcdn.net/6UX5e/5/

Таблица 1. Отношение к собственной моральной ответственности (вопрос: «Как вы считаете, несут ли такие люди, как вы, моральную ответственность за гибель мирных жителей и разрушения в Украине?»), % от числа опрошенных




Апрель



Май
Безусловно, несут 9 11
В какой-то мере несут 19 25
Безусловно, не несут 65 57
Затрудняюсь ответить 7 6

Несколько увеличилась и доля тех, кто ощущает моральную ответственность за гибель мирных жителей (c 28 до 36%). Поэтому нельзя сказать, чтобы антивоенные взгляды и моральные оценки, осуждающие действия российского руководства и армии, не проникали в сознание населения. Однако ответственность за войну принимает на себя незначительное меньшинство — лишь каждый десятый россиянин. Но даже очень расширительно толкуя такую категорию морали, как «личную ответственность» и «вину» (присоединяя к «безусловно несут» уклончивое «несут в какой-то степени»), приходится признать, что угрызения совести присущи не более 28–36% российского населения. Абсолютное большинство, как всегда, не хочет отвечать за участие в преступлениях своего государства.

Для большинства опрошенных всяческие сомнения «гасятся» переносом ответственности и возмущения на обобщенный «Запад». Причины резко негативного осуждения действий России абсолютным большинством стран в мире объясняются через банальные мотивы «русофобии»: «они подчиняются давлению США и НАТО» (36%), «западные СМИ сознательно дезинформируют и дезориентируют население этих стран» (29%), «мир всегда был против России» (27%). Лишь меньшинство в состоянии назвать реальные основания резкой критики России: «они возмущены действиями России», «Россия нарушила международное право» (12 и 16% соответственно), «они боятся, что Россия поступит с ними так же, как с Украиной» (15%, имеется в виду, конечно, в первую очередь позиция балтийских стран и Польши).

Примечательно, что мотивы, которые приписывают россияне западным странам, налагающим санкции на Россию, ее руководство и политический класс, лишены какой бы то ни было идеи права, человечности и морали. На вопрос «К чему стремятся страны Запада, ужесточая санкции против России?» 74% опрошенных уверенно говорят: «ослабить и унизить Россию» (60% респондентов в возрасте 18–54 лет и 80% в возрасте 55 лет и старше; образование, место проживания, степень материального достатка в данном случае роли не играют). 12% считают, что ими движет желание «остановить войну, разрушение и гибель людей» (22% среди молодых, и лишь 9% среди пожилых респондентов). И еще 8% согласны с тем, что Запад хочет «восстановить геополитическое равновесие, нарушенное присоединением Крыма к России».

Тем не менее часть респондентов (более молодых и образованных, что называется — «продвинутых») обеспокоена санкциями Запада, в особенности — заморозкой части золотовалютных резервов (49%), экономическими ограничениями (38%), равно как и уходом западных компаний из России (27%) и прекращением действия в стране платежных систем и карт (25%). При этом негативное действие санкций ощутили на себе, на положении своей семьи лишь 16%, остальные либо не сознают связи между войной и повседневными проблемами, либо действительно война их не затрагивает всерьез (май). Поэтому, по их мнению, действовать российское руководство в ответ на санкции должно как всегда: продолжать придерживаться своей линии, невзирая на действия Запада. Готовность к компромиссам предпочитают лишь 19% опрошенных.

Мои первоначальные предположения, что война с Украиной довольно скоро вызовет общее недовольство и протесты населения, шокированного немотивированной агрессией России, разрушениями и гибелью людей, не оправдались в результатах последующих социологических опросов. Неверной оказалась и посылка, что неизбежные санкции мирового сообщества, с одной стороны, падение жизненного уровня населения, сокращение социальных расходов, осознание последствий и влияния войны на благосостояние обывателей, с другой, непременно и в обозримом времени приведут к росту негативного отношения к власти.

Четыре месяца военных действий не вызвали серьезных потрясений в массовом сознании большинства населения. (Не надо путать это обстоятельство с реакцией радикального меньшинства.) Преобладающий осенью 2021 года страх перед большой войной и нежелание войны уже в марте 2022 года заметно ослабли. Март и апрель стали месяцами декларативной поддержки войны, в мае и июне появились признаки рутинизации, равнодушия, привыкания и ослабления интереса к происходящему, особенно у негативно настроенной к власти молодежи, почувствовавшей, что она не может повлиять на ситуацию и политику режима, и пытающейся найти оправдание собственному оппортунизму.

Возможно, в условиях тотального информационного контроля и усиления репрессий для понимания катастрофических последствий войны для страны в целом требуется гораздо больше времени и усилий по рационализации положения дел. Но на данный момент картина именно такова.
https://re-russia.org/9e08c1975d634cf8a0270de61c400aa1

Date: 2022-07-06 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-07-06 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] matholimp.livejournal.com
Путину удалось сформировать у россиян стокгольмский синдром.

Date: 2022-07-06 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Назаров (from livejournal.com)
Прочитал с большим интересом. Хотя примерно и представлял себе картину мнений по ближайшему своему окружению, но читая статистику и выводы, изложенные в статье пессимистические настроение проявляет себя ярче.
Тут и власть сделает для себя оптимистичные выводы: "Вот пожалуйста, народ России не глуп, сам видит внешние угрозы и одобряет, читай санкционирует, действия власти на защиту интересов страны и ее граждан".
А оппозиция, конечно, найдет подтверждение своим реалистичным прогнозам и диагнозам: " Что мы и говорили, россияне почти поголовно заражены национальным имперским шовинизмом. Это у них в исторических генах и поделать с этим ничего нельзя".
Вывод читается между строк и прозрачен: Сталина на них нету!
А меж тем, впору ставить диагноз российскому обществу: 30 лет пропаганды сведут с ума любую критическую личность, примеров в истории масса и совсем в не отдалёком прошлом: совок, нацизм в Германии. Дети подземелья не ведают, что можно и нужно жить в доме и спать не на соломе, а на кровате с чистым бельем. Вот в недавнем интервью на канале Ходорковского интервьюер (молодой человек) продемонстрировал мышление тоталитарного динозавра, правовые институты в таком сознании где-то на задворках.
Вырастает вечный вопрос: что делать и кто виноват? Виноваты мы все сами и главное Я, а делать надо Что должен. Пока это "должен" у меня не забрали.
(deleted comment)

Date: 2022-07-06 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Назаров (from livejournal.com)
Карл Маркс тоже великий философ был

Ирина, дело не в образовании, а когнитивной структуре мышления конкретной личности.
Но, впрочем, я приношу свои извинения за, возможно, предвзятый личный выпад в сторону хорошего человека:). .

Date: 2022-07-06 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Назаров (from livejournal.com)
П.С. Есть все же положительный момент — из информации статьи следует, что власть долго подбирала идеологический ключ к общественному мнению для формирования негативного отношения к Украине и украинцам. Тоже есть пропаганда паразитирует на недостатках, слабостях человека, но переиначивает их в достоинства. Например, национальный шовинизм, расчеловечивание людей другой национальности (грызуны, укропы) выдаётся за патриотизм. Это следует из "Предыстории начала конфликта". Надо воспринимать это как путь к выздоровлению. Есть инструмент обратить расчеловечивание вспять, нейтрализовать чревовещание.

Напомню слова Дэвид Саттер: Русская тактика всегда заключалась в том, чтобы внушить людям какие-то ложные идеи, которые они будут повторять как их собственные, потому что они не знают глубоко ситуацию. У русских спецслужб есть термин "чревовещание" – это способ манипулировать людьми: люди говорят, что от них хотят, но будут глубоко убеждены, что это их собственные идеи.
Edited Date: 2022-07-06 08:55 pm (UTC)

Date: 2022-07-06 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com
>приходим к выводу, что это война русского народа с Украиной»
К неверному выводу. Русскому народу наплевать на Украину. Да и на пропаганду в целом - тоже. Вы же выросли при совке, вы помните, что говорилось на кухне. Любому народу не наплевать на то, что происходит с ним самим - с зарплатой, работой, продуктами в магазине.

К примеру я 30 лет как работаю в сугубо мирной отрасли. Связанной с высокими технологиями (цифровая полиграфия). Исколесил шарик от Бразилии и Канады до Японии, владею английским на приличном деловом уровне и имею крайне либеральные по отечественным понятиям убеждения. И вот в начале марта я понимаю, что санкции ведены не против Путина или ВПК а против меня лично. Вся наша крошечная отрасль пущена под нож даже не собственно санкциями (до нашей отрасли внимание госчиновников дошло только в 6европейском пакете), а по умолчанию - решением непонятно кого непонятно как. Но поставок расходных не будет (а онип уникальны и аналогов нет для цифровой печати). Не будет запчастей, не будет новых машин. Уже оплаченный заказы аннулируются. 25 лет бизнеса - в пыль. Наша фирма и все наши конкуренты должны закрыться, работники пойти на улицу. Наши клиенты должны разориться, то, что они печтали - исчезнуть.

Видимо умные люди считали, что все мы, безработные, выйдем на улицу и потребует от власти чего-то там. Но я лично бросился рыть землю - и сегодня у нас продуктовый портфель китайских производителей, которые пусть не на на 100 - но н 80% удовлетворят спрос. (А 20% нет просто нигде кроме Запада - ну значит нет для нас). Люди сохранят работу - и у нас и у наших клиентах.

А Украина - у меня нет ненавсти ни к Украине, ни к украинцам. Я там бывал десятнки раз, до Львова включительно. Но у меня теперь есть ненависть к Западу. Мог ли я подумать что такое будет. Я еще 8 лет назад так получилось, поработал в ORACLE. Который купил наш стартап...

Так что ваши очень верные таблицы и рисунки показывают не ту проекцию. Искать корень и смысл надо в том, что людей непосредственно касается.

Date: 2022-07-06 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com
/Видимо умные люди считали, что все мы, безработные, выйдем на улицу и потребует от власти чего-то там. Но я лично бросился рыть землю - и..../

/А Украина - у меня нет ненавсти ни к Украине, ни к украинцам. Я там бывал десятнки раз, до Львова включительно. Но у меня теперь есть ненависть к Западу/.


Это Ваш выбор. Даже как-то странно что у Вас нет претензий к Украине. Многие сильно на неё в обиде за попытку сопротивления, хотя могла бы "получать удовольствие".

Про власть как раз понятно. Риски растут, так что при санкция можно выжить, а вот если перейти дорогу российской власти, то может и мокрого места не остаться. Зато ненавидеть Запад не опасно.
Edited Date: 2022-07-06 09:12 pm (UTC)

Date: 2022-07-06 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com
А какой у меня должен быть выбор к тому, кто деятельно пытается оставить меня и моих детей без куска хлеба? К тому, кто наплевал на собственные правила и законы? К тому, у которого даже русские кошки и классики 19 века чем-то виноваты?

А Украина и украинцы какие претензии - à la guerre comme à la guerre. Да и разорить мою семью они не пытались.

(no subject)

From: [identity profile] serge - Date: 2022-07-07 03:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-07 07:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge - Date: 2022-07-07 02:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-07 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge - Date: 2022-07-07 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com - Date: 2022-07-09 12:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-06 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Назаров (from livejournal.com)
Простите, Ваша ненависть к Западу чисто гипотетическая или реализовала себя на практике — Вы отказались от материальных вещей, джинсов, например, технологий? Вы теперь ненавидите Западную культуру, язык, правовые институты, образовательные стандарты и т.д.? Все это теперь вычеркнуто из Вашей повседневной жизни?

Date: 2022-07-06 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com
У меня не появилось ненависти к инженерам, ученым. ткачам или программистам. У меня появилась ненависть к правящему классу (на который ранее было наплевать) и строю (который когда-то, десятилетия назад, казался чуть ни Градом Небесным, а последние десятилетия было наплевать). Я ранее не воспринимал ВС западных стран как угрозу - сейчас воспринимаю. Ранее я не одобрил бы поставки оружия, скажем, талибам для убийства американских солдат. А теперь просто воздержусь. Чем черт ни шутит - может быть вскоре и поддержу, око за око.

Язык люблю. Это латынь нашего времени. Читаю на нем больше, чем на русском уже много лет.

Касательно культуры - отношение смешанное. Местами ненавижу. Hexenhammer - один из трех столпов западной культуры (ср Cancel) и человеконенавистничества. (Наряду с "Краткий курс истории ВКП(б)" и "Mein Kampf" - да читал тоже, но немецкого не знаю, так что в переводе). Местами не понимаю (как пример - Ulysses). Местами люблю (от Билла Шекспира и Рея Бредбери до Баха и Нофлеров). Но последние события этого никак не поменяли.

Правовые институты - как оказалось, их нет. Но это не новость Великая Тетчер четко описала это в своих мемуарах.

С образовательными стандартами не сталкиваюсь в реальной жизни.

(no subject)

From: [identity profile] Сергей Назаров - Date: 2022-07-08 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-08 02:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-06 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] y-kulyk.livejournal.com
"Но у меня теперь есть ненависть к Западу."
Это Вы ведь не о Западе. Это о себе любимом.
Эта слезоточивая сага россиян (а нас то за что?) сегодня набирает обороты в сетях.
А как насчёт взглянуть на ситуацию системно? Подумать о причинно-следственных связях?

Date: 2022-07-07 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com
>Это о себе любимом
Вы абсолютно правы. А на слезы мне наплевать. Целью же коммента было показать причины происходящего в России. На реальном маленьком примере. Благо автор блога, в отличие от подавляющего большинства, обладает достаточными смелостью и интеллектом, чтобы понимать как раз причинно-следственные связи :)

(no subject)

From: [identity profile] y-kulyk.livejournal.com - Date: 2022-07-07 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-07 04:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valerian khukhunashvili - Date: 2022-07-08 12:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-08 10:39 am (UTC) - Expand

Date: 2022-07-06 11:18 pm (UTC)
From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com
Я тут ещё подумал над Вашим комментарием и понял, что, как ни странно, он ставит совершенно правомерные и практические вопросы. Например,
- Запад своими санкциями принимает участие в войне?
- Кто вообще сегодня воюет? можно ли их назвать со всех сторон по ФИО?
- Может ли быть в воюющих странах МИРНОЕ население? (В том числе в стране агрессоре), кого можно и кого нельзя к нему относить?
Как можно понять по Вашему комментарию себя Вы не считаете УЧАСТНИКОВ войны. Как ни странно и я тоже. И это принципиальное совпадение.
- Является ли участником войны ХЭБ? если да, то с какой стороны?
- ООН обязало Россию прекратить агрессию. Это решение кому адресовано? кто конкретно должен его выполнять? А решение Международного уголовного Суда?

Удивительно, но даже в гражданской жизни принято различать как объекты прав физическое лицо и юридическое лицо. Война что-то меняет в таком подходе?
Я не столько Вас обо всем спрашиваю, сколько пытаюсь понять почему с февраля и по сию пору у меня самого нет ответа на эти и множество других подобных простых в сущности вопросов. Мы даже успели обсудить как лечить психически больных россиян. Многих считают, что лечить надо всех.
А с участниками войны и соответственно с их ответственностью потемки.
Если не считать судов в ЛНР — ДНР над военными.

Date: 2022-07-07 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] pentland-firth.livejournal.com
>> Я тут ещё подумал над Вашим комментарием и понял, что, как ни странно, он ставит совершенно правомерные и практические вопросы. Например (...)

Я не знаю. Т.е., могу ответить и так и этак. Но одно я знаю точно: мы живем в эпоху, когда главными ответственными за кошмар являются пропагандисты и их подручные - технократы, наемные блоггеры ит пр., - одним словом те, кто является пропагандистом в Интернете и ТВ. Это и есть "гибридная война", когда (извините за цинизм, но я так это вижу) сражаются армии на каком-то пространстве, гибнут люди, а потом пропагандисты с технократами берут это, режут на куски, а затем лепят коллаж. Причем, этот коллаж непрерывно оркестрируется и меняется в зависимости от того, что сейчас нужно. Т.е., армия - это "маленькая война", но с реальными жертвами, а масс-медиа - "большая война" с ошизением, озверением и отупением "плевать на все, я все равно ничего не понимаю". О правде давно уже благополучно забыли. Она есть на "маленькой войне", но ее не нет на "большой". Так я это вижу и это называется "постмодернизм". Именно постмодернисты и делают сейчас, хм, историю, т.е. историйку, а устаревшие морально (вроде ХЭБа) цепляются за какие-то дикие принципы вроде "демократии". О себе и говорить нечего, я устарела уже века два назад, т.е. цепляюсь за вечность.

Я думаю, "устаревшим людям", т.е. тем, кто не желает становиться частью коллажа, уже не понять сам коллаж, т.к. он вполне безумен. Понять его - значит рехнуться.
Edited Date: 2022-07-07 07:59 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com - Date: 2022-07-09 04:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-07 08:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com - Date: 2022-07-09 12:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-09 02:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-07 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] peregudoved.livejournal.com
Русскому народу наплевать на Украину. Да и на пропаганду в целом - тоже.
За весь народ не скажу, но вам точно не плевать на пропаганду, ведь вы ею вовсю пользуетесь, вы дословно повторяете сурковско-володинско-кориенковские нарративы.

И вот в начале марта я понимаю, что санкции ведены не против Путина или ВПК а против меня лично.
Санкции – это наказание. Они введены за нарушение Российской Федерацией международного права и своей собственной Конституции вместе с УК РФ. За развязывание агрессивной войны против независимого государства. Влияние санкций на вашу жизнь – безусловная ответственность правящего фашистского режима В.Путина.
Это первый пропагандистский нарратив.

а по умолчанию - решением непонятно кого непонятно как.
Всё абсолютно понятно и известно, кем и как принимаются западные санкции.
Второй пропагандистский нарратив.

25 лет бизнеса - в пыль. Наша фирма и все наши конкуренты должны закрыться, работники пойти на улицу. Наши клиенты должны разориться, то, что они печтали - исчезнуть.
Это цена, которую вы платите за, как там у вас:
«Русскому народу наплевать на Украину».
А так же за игнорирование узурпации власти спецслужбами РФ. Путин не имеет права находиться на высшем посту после 2008 г.
Наступили последствия, вам выставили пока промежуточный счёт. Ещё не вечер.

Видимо умные люди считали, что все мы, безработные, выйдем на улицу и потребует от власти чего-то там.
Так считают не какие-то «умные люди», так записано в Конституции РФ, которую вы забыли, я напомню:

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Люди сохранят работу - и у нас и у наших клиентах.
Да, именно таким образом продлится агония путинского фашистского режима, продолжающего убивать людей снаружи и внутри российских границ, вы этому способствуете своими налогами и бездействием.

Искать корень и смысл надо в том, что людей непосредственно касается.
Конечно. Пока вас не коснулось ПРАВОсознание, эмпатия и совесть, всякие неожиданности, потеря стабильности, ужасная медицина, беспредел чекистов и ментов, отъем ваших финансов через левые законы и схемы, безусловно продолжится.
Это отразится на вашем здоровье, долголетии и качестве жизни. Чем быстрее вы обнаружите связь верховенства права и своей жизнью, тем дольше проживете.

(no subject)

From: [identity profile] oksana270827.livejournal.com - Date: 2022-07-07 08:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-nas-tasnemo.livejournal.com - Date: 2022-07-07 11:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valerian khukhunashvili - Date: 2022-07-08 01:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com - Date: 2022-07-08 08:17 am (UTC) - Expand

Date: 2022-07-07 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com
"К примеру я 30 лет как работаю в сугубо мирной отрасли... Наша фирма и все наши конкуренты должны закрыться, работники пойти на улицу. Наши клиенты должны разориться..."

Интересно читать о жалобах с той стороны линии фронта.
В Украине фирмы исчезают физически с лица Земли под ракетными ударами. Работники гибнут вместе с семьями. Клиенты и поставщики, разоряются, так как теряют имущество, которое уничтожено или отнято на оккупированных территориях.
Соотечественник тех, кто нас убивает и разрушает созданное нами, винит в своих неурядицах...Запад?
Ну что ж, повторим поговорку, упомянутую жалобщиком: a la guerre comme à la guerre.

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-07 09:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com - Date: 2022-07-08 08:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-08 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com - Date: 2022-07-08 09:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-08 10:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] peregudoved.livejournal.com - Date: 2022-07-09 11:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com - Date: 2022-07-09 12:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] peregudoved.livejournal.com - Date: 2022-07-09 12:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com - Date: 2022-07-09 12:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] peregudoved.livejournal.com - Date: 2022-07-09 01:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com - Date: 2022-07-09 04:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] y-kulyk.livejournal.com - Date: 2022-07-08 09:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-08 10:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valeryich2000.livejournal.com - Date: 2022-07-08 10:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com - Date: 2022-07-08 12:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-08 12:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] peregudoved.livejournal.com - Date: 2022-07-09 11:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-09 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] peregudoved.livejournal.com - Date: 2022-07-11 10:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-11 09:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valeryich2000.livejournal.com - Date: 2022-07-12 12:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-12 12:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valeryich2000.livejournal.com - Date: 2022-07-13 10:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-14 09:11 am (UTC) - Expand

Date: 2022-07-07 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] shurikaa.livejournal.com
«в начале марта я понимаю, что санкции ведены не против Путина или ВПК а против меня лично»

Санкции введены именно против путина. Просто вы еще не поняли, что в россии у вас нет ничего «личного». Нет никакого вас «лично». Вы — собственность путина. Объект. Биоресурс. Те карманы, что на ваших штанах — это карманы путина. Которыми вы иногда немножечко пользуетесь только потому, что путин пока решил оттуда забирать не всё добро и разрешил и вам ими попользоваться. Вводя санкции против вас, ставят задачу тупо на уменьшение путинского ресурса. Уменьшается содержимое путинских карманов.

При этом еще момент... Если вам сосед великодушно предоставил свою удочку, которой вы наловили рыбы, которой накормили не только себя, но и парочку доберманов, которые стали кидаться на ваших соседей, кого-то облаяли, кого-то сильно испугали, а некоторых даже загрызли, то не нужно удивляться, что сосед ту удочку у вас отберет. Это делается не столько для того, чтоб вас наказать, сколько для того, чтоб себя обезопасить. И уж тем более, вы не имеете никакого морального права упрекать соседа за то, что тот просто перестал вам помогать. Удочка соседская. Вам никто не мешает сделать свою удочку. Никто вне россии не мешает вам изобрести свои технологии. Вам запрещают пользоваться чужими технологиями. Вот когда чужой дядя вторгнется к вам в дом и начнет ломать ваши удочки, тогда и будете иметь полное право злиться на этого дядю. Как, например, украинцы злятся на российских чужаков, ломающих украинские удочки в их собственном доме. А пока в ваш дом никто не вторгся, и не «клятый Запад» сделал так, что у вас за десятилетия так и не появилось своей удочки, а исключительно владелец карманов на ваших штанах.
Edited Date: 2022-07-08 12:37 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com - Date: 2022-07-08 01:06 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com - Date: 2022-07-08 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com - Date: 2022-07-09 11:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com - Date: 2022-07-09 11:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valeryich2000.livejournal.com - Date: 2022-07-12 12:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com - Date: 2022-07-12 09:04 am (UTC) - Expand

Date: 2022-07-13 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] feiarichnaya.livejournal.com
Русскому народу наплевсть на Украину.

По вашему жж не скажешь, что наплевать вам, как представителю этого народа. Создается впечатление что либо кроме Украины вы ничем не интересуетесь, либо у вас типичный ботский журнал и ваше мнение проплаченное.

(no subject)

From: [identity profile] 2gusia.livejournal.com - Date: 2022-07-13 09:23 am (UTC) - Expand

причины рутинизации

Date: 2022-07-06 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] elena oo (from livejournal.com)
Я из того малого числа русских, кто относится к «спецоперации» резко негативно. Слежу за новостями нон-стоп, но в последнее время тоже чувствую некую усталость от происходящего. Только причина не из тех, что перечислены Гудковым (равнодушие, ослабление интереса, рутинизация, привыкание), а совсем в другом, и думаю, что многие из нас чувствуют то же самое: для таких как я происходящее в Украине настолько БОЛЬНО, что через какое-то время начинаешь понимать, что, если и дальше будешь так же остро пропускать ИХ боль через себя, то скоро совсем перестанешь таскать ноги.

С какого-то момента стала останавливать себя мыслью - если мы тут едва живые, то насколько же тяжелее украинцам, и как же они продолжают жить и тем более сражаться в таких условиях? Но ведь они-то могут, хотя им в тысячу раз тяжелее! Тогда почему я позволила себе буквально развалиться на части? Надо брать себя в руки и, в каком-то смысле, тоже вырабатывать в себе качества воина, главное из которых - стойкость.

Наши руки тоже когда-нибудь пригодятся, а значит, мы не можем позволить себе рассыпаться в прах от боли, стыда и бессилия. Скорее, наступает время, когда надо себя как-то мобилизовать и начать собирать себя по частям.

Re: причины рутинизации

Date: 2022-07-07 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] pentland-firth.livejournal.com
>> С какого-то момента стала останавливать себя мыслью - если мы тут едва живые, то насколько же тяжелее украинцам, и как же они продолжают жить и тем более сражаться в таких условиях? >>

Украинцы находятся в действии, им приходится решать, что делать (оставаться на месте, уезжать, воевать и т.п.). У них есть выбор. Адреналин выбрасывается по делу, т.е. из-за немедленной опасности. Именно так мы запрограмированы эволюцией.
Россияне же бессильны. В каком-то смысле это тяжелее. Особенно тяжело именно тем, кто против войны, но понимает, что сделать ничего не может. Это сродни состоянию заложника. Выбрасывать адреналин по поводу того, что происходит где-то - это значит истощать организм просто так. Именно поэтому и наблюдается отупение, защитная реакция организма. Ничего стыдного в этом нет.

Вам лично даю непрошенный совет как-то ограничивать просмотр новостей, т.к. он вас разрушает, а никакой реальной пользы не приносит (т.е., никак не отражается на ходе войны). Смотреть хронику надо тем, кто не против.
Edited Date: 2022-07-07 08:00 am (UTC)

Date: 2022-07-08 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com
Спасибо. Такие тексты помогают сохранить веру в русское/российское общество.

Date: 2022-07-07 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] tasha08-vct.livejournal.com
Прочитала в тлгр-канале у Ксении Лариной стихи Андрея Вознесенского про стыд.
Актуальные и горькие.

Нам, как аппендицит,
поудаляли стыд.

Бесстыдство — наш удел.
Мы попираем смерть.
Ну, кто из нас краснел?
Забыли, как краснеть!

Сквозь ставни наших щек
Не просочится свет.
Но по ночам — как шов,
заноет — спасу нет!

Я думаю, что бог
в замену глаз и уш
нам дал мембраны щек,
как осязанье душ.

Горит моя беда,
два органа стыда —
не только для бритья,
не только для битья.

Спускаюсь в чей–то быт,
смутясь, гляжу кругом —
мне гладит щеки стыд
с изнанки утюгом.

Как стыдно, мы молчим.
Как минимум – схохмим.
Мне стыдно писанин,
написанных самим!

<…>

Обязанность стиха
быть органом стыда.

1964

https://t.me/xlarina/287

Date: 2022-07-07 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] haurhot.livejournal.com
Неверной оказалась и посылка, что неизбежные санкции мирового сообщества, с одной стороны, падение жизненного уровня населения, сокращение социальных расходов, осознание последствий и влияния войны на благосостояние обывателей, с другой, непременно и в обозримом времени приведут к росту негативного отношения к власти.-так это очевидно: всегда было по схеме чем хуже живёт население-тем больше поддерживает власть. Рационализировать это можно через если нечего терять, то и любая авантюра в радость выиграть. Опять же власть на Руси населением никогда не изменялась, так что что там смерды думают, не имеет значения.

Date: 2022-07-13 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] geronti.livejournal.com
"Возможно, в условиях тотального информационного контроля и усиления репрессий для понимания катастрофических последствий войны для страны в целом требуется гораздо больше времени и усилий по рационализации положения дел. Но на данный момент картина именно такова" – скорее всего, этого не случится никогда. Большинство не умеет, а также не имеет возможности (физически не дают такую возможность) понимать что-либо, не исходящее от суверенных кукловодов.
Edited Date: 2022-07-13 05:55 pm (UTC)

Profile

anillarionov: (Default)
ANDREI N ILLARIONOV

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 10th, 2026 08:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios