anillarionov: (Default)
[personal profile] anillarionov


17. Телеграмма Молотова – Сталину, 14 ноября 1940 г., 01:20.
Сталину. Сегодня, 13 ноября, состоялась беседа с Гитлером три с половиной часа и после обеда, сверх программных бесед, трехчасовая беседа с Риббентропом. Пока сообщаю об этих беседах кратко. Подробности следуют.
Обе беседы не дали желательных результатов. Главное время с Гитлером ушло на финский вопрос. Гитлер заявил, что подтверждает прошлогоднее соглашение, но Германия заявляет, что она заинтересована в сохранении мира на Балтийском море. Мое указание, что в прошлом году никаких оговорок не делалось по этому вопросу, не опровергалось, но и не имело влияния.
Вторым вопросом, вызвавшим настороженность Гитлера, был вопрос о гарантиях Болгарии со стороны СССР на тех же основаниях, как были даны гарантии Румынии со стороны Германии и Италии. Гитлер уклонился от ответа, сказав, что по этому вопросу он должен предварительно запросить мнение Италии.
Риббентроп упорно настаивал на том, чтобы по вопросу о черноморских проливах мы высказались за пересмотр конвенции Монтре и за новую конвенцию при участии Турции, СССР и Германии с дачей гарантий для территории Турции и обещанием удовлетворить законное пожелание СССР о непропуске в Черное море военных судов нечерноморских держав. Я ответил, что по этому вопросу СССР должен договориться с Турцией, имея в виду, что для Германии и Италии, не являющихся черноморскими державами, вопрос о Проливах не является существенным с точки зрения их безопасности, а для СССР вопрос о Проливах связан не только с заключением нового соглашения с Турцией, но и с реальными гарантиями безопасности СССР. Вопрос же таких гарантий касается не только Турции, но и Болгарии в указанном мною смысле, то есть с дачей гарантий для самой Болгарии. На поставленные вопросы я ответил ему, что «совместную работу» СССР, Германии, Италии и Японии в деле разграничения основных сфер влияния между ними считаю возможной и желательной, но об этом надо договориться, причем следует правильно увязать эти вопросы завтрашнего дня с вопросами сегодняшнего дня. Риббентроп внес, вернее, прочитал черновые наброски («сырые мысли») проекта совместного открытого заявления четырех держав и два проекта секретных протоколов:
А) О разграничении главных сфер интересов четырех держав с уклонением нашей сферы в направлении к Индийскому океану.
Б) О Проливах — в духе соглашения между Турцией, СССР, Италией и Германией. Риббентроп предложил эти проекты обсуждать в обычном дипломатическом порядке через послов.
Я сказал, что не возражаю против такого порядка обсуждения этих проектов. Тем самым Германия не ставит сейчас вопрос о приезде в Москву Риббентропа.
Таковы основные итоги. Похвастаться нечем, но по крайней мере, выявил теперешние настроения Гитлера, с которыми придется считаться.
Я еще не обдумал, какое дать коммюнике о моем отъезде из Берлина, так как только что вернулся от Риббентропа и от него не имею никаких предложений об этом. Если успеете дать совет, прошу это сделать.
Молотов
АВП РФ. Ф. 059. Оп. 1. П. 33. Д. 2314. Лл. 41–44. Машинопись. Заверенная копия.



18. Телеграмма Вышинского в Полпредство СССР в Германии для Молотова, 14 ноября 1940 г., 07:15.
Тов. Молотову от Инстанции
Передаем следующий текст проекта коммюнике: «Во время пребывания в Берлине в течение 12–13 ноября с.г. Председатель Совета Народных Комиссаров СССР и Народный комиссар иностранных дел В.М. Молотов имел беседу с рейхсканцлером А.Гитлером и министром иностранных дел Германии Риббентропом. Обмен мнений протекал в атмосфере взаимного доверия и установил взаимное понимание по всем важнейшим вопросам, интересующим СССР и Германию.
В.М. Молотов имел также беседы с рейхсмаршалом Герингом и заместителем Гитлера по партии национал-социалистов имперским министром Гессом. 14 ноября с.г. утром Председатель СНК СССР и Народный комиссар иностранных дел В.М. Молотов выехал в Москву».
Лучше было бы, чтобы сначала немцы предложили свой проект.
Передал по поручению Инстанции.
Вышинский
АВП РФ. Ф. 059. Оп. 1. П. 339. Д. 2315. Лл. 38–39. Машинопись. Заверенная копия.

Итоги переговоров в Берлине Молотов подытожил в последней телеграмме Сталину:
«Похвастаться нечем, но по крайней мере выяснил теперешние настроения Гитлера, с которыми придется считаться».

Утром 14 ноября Молотов покинул Берлин.



По возвращении Молотова в Москву вечером 15 ноября 1940 года состоялось заседание Политбюро ВКП(б), на котором Молотов подробно доложил о прошедших переговорах.

19. Ответ Сталина Гитлеру, 25 ноября 1940 г.
25 ноября 1940 года Молотов передал германскому послу Шуленбургу советский ответ:

«СССР согласен принять в основном проект пакта четырех держав об их политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи [...] при следующих условиях:
1. Если германские войска будут теперь же выведены из Финляндии, представляющей сферу влияния СССР, согласно советско-германского соглашения 1939 года [...]
2. Если в ближайшие месяцы будет обеспечена безопасность СССР в Проливах путем заключения пакта взаимопомощи между СССР и Болгарией и организации военной и военно-морской базы СССР в районе Босфора и Дарданелл на началах долгосрочной аренды;
3. Если центром тяжести аспирации СССР будет признан район к югу от Батума и Баку в общем направлении к Персидскому заливу;
4. Если Япония откажется от своих концессионных прав по углю и нефти на Северном Сахалине на условиях справедливой компенсации. Сообразно с изложенным должен быть изменен проект протокола к Договору 4-х держав, представленный г. Риббентропом о разграничении сфер влияния, в духе определения центра тяжести аспирации СССР на юге от Батума и Баку в общем направлении к Персидскому заливу».

Заменив «Индийский океан» на «Персидский залив» Сталин дал понять Гитлеру, что его интересует не индийский чай, а ближневосточная нефть. Два первых пункта касались Европы. Как и можно было ожидать, этим четырехкратным «если» вопросу о пакте был положен конец. Гитлер понял истинную суть сталинских предложений.

Для западных исследователей и публики содержание этого документа не было тайной. В 1948 году, после того, как архивы германского МИД оказались в руках американцев, он был опубликован в знаменитом сборнике Госдепартамента «Nazi-Soviet Relations».

В СССР сборник назвали «антисоветской фальшивкой» и «провокацией в духе «холодной войны». Однако в 1990-х годах в Москве «нашлась» машинописная копия с собственноручной пометкой Молотова: «Передано г. Шуленбургу мною 25 ноября 1940 г.»

20. Итоги
Берлинские переговоры закончились безуспешно, потому что оба агрессора оказались очень жадными и не смогли договориться друг с другом.
Если бы они договорились, то история Второй мировой войны и всего мира могла бы быть совсем другой.

Date: 2020-06-19 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), СССР (https://www.livejournal.com/category/sssr?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-06-19 03:05 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Андрей Николаевич, хотелось бы услышать Ваши выводы с проекцией на современность. История повторяется? Мне, например, уже давно, ещё с 2014 года ясно, что РФ превратилась в фашистское государство по всем 14 признакам фашизма, которые исследовал д-р Лоренс Бритт. Я добавляю ещё три: 1. нарушение международных договоров; 2. установление диктаторского режима в РФ; 3. мародёрство. https://blog.liga.net/user/gaksenov/article/14527

Date: 2020-06-19 11:54 pm (UTC)
From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com
С кем Путин делит мир сегодня?

Date: 2020-06-20 12:58 am (UTC)
From: [identity profile] vvvnsk.livejournal.com
Делит Корею, Сирию, Ливию, Венесуэлу, кое-что в Африке, с Кимами, Асадами, Хафтарами и им подобнымии. Формат деления другой, но суть не меняется.

Date: 2020-06-20 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com
Формат не тот.
Смотреть надо среди претендентов на мировое господство.
Среди тех, кто до поры до времени будет нашему режиму друг, товарищ и брат. Но в какой-то момент во весь рост станет вопрос кто круче, кому править миром, и начнется смертельная схватка очередных монстров.
Переживет ли планета на этот раз неизвестно.

Date: 2020-06-20 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] vvvnsk.livejournal.com
Мировое господство - это что-то из прошлого. Илон Маск, вместо Гитлера, Сталина-...-Путина - это, думаю, правильный ориентир. Главный ресурс - не территория, а человек, с его интеллектом и системой ценностей. Прошу прощения за пафос.

Кейс в дополнение - китайская девушка с интеллектом и неправильной системой ценностей.
Edited Date: 2020-06-20 02:30 pm (UTC)

Date: 2020-06-21 06:30 am (UTC)
From: (Anonymous)
Илон Маск прямо говорит, что окошко для выхода человеческой цивилизации в космос может вскоре закрыться. Отсюда кажущаяся спешка с планами по достижению Марса (хотя играет роль и его личное желание увидеть результат при своей жизни)

Date: 2020-06-22 12:01 am (UTC)
From: [identity profile] n-ermak.livejournal.com
В логике диктаторов главный ресурс - власть.
Так что по всей вероятности очередные антихристы неизбежны. Как и их смертельные схватки за это самое мировое господство.
Новое вижу в технической возможности учесть как всех согласных, так и всех несогласных. В этом смысле действия Путина по организации голосования за обнуление сроков его правления нахожу более чем логичными.
Соответственно какой Илон Маск в России?

Date: 2020-06-20 02:28 am (UTC)
From: [identity profile] ольга мосесова (from livejournal.com)
С 2014 это давно? 08.08.2008? А Чечня ? Долгий у вас был путь .

Date: 2020-06-19 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] vvvnsk.livejournal.com
Читается на одном дыхании. С итогами согласен - "жадность фраера(ов) сгубила", как говорят в определенных кругах. Но есть нюансы. Сталин хотел чужими руками (Гитлера) "таскать каштаны из огня", т.к. своими не очень получалось (Финляндия). Гитлер, понимая эту "хитрость" и не доверяя Сталину, решил быстренько избавиться от этой угрозы (опыт Польши, Франции). Т.е. то, чего так не хотел (на словах) Гитлер (грудь напротив груди, вместо спина к спине)- случилось. Как-то так, на мой дилетантский взгляд, получается.

Печально то, что Гитлера удалось убрать, а со Сталиным до сих пор проблемы.
Edited Date: 2020-06-19 03:15 pm (UTC)

Date: 2020-06-19 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ber-mudas.livejournal.com
"Печально то, что Гитлера удалось убрать, а со Сталиным до сих пор проблемы."

Народ имперский (много веков). Отсюда и такая любовь.

Date: 2020-06-20 01:19 am (UTC)
From: [identity profile] vvvnsk.livejournal.com
Народ как глина, что слепишь (пропаганда), то и получится. Сегодня - имперский, завтра - эталон демократии и люберализма. Корея и Германия тому примеры.

Date: 2020-06-20 04:12 am (UTC)
From: [identity profile] ber-mudas.livejournal.com
В этой глине есть закваска.
Вспомните, как в 1993 на выборах победила партия Жириновского, обещавщего помыть сапоги в Индийском океане. (Помыли, но в Черном.)

Хотя, казалось бы, ну совершенно не до того тогда было: переходный этап, все обнищали, неясно, что делать...

Вот как об этом у Гайдара в его "Гибели империи" (2006):

«…мы полагали, что преодоление трансформационной рецессии, начало экономического роста, повышение реальных доходов населения позволят заменить несбыточные мечты о восстановлении империи прозаичными заботами о собственном благосостоянии. Мы ошибались.»

Date: 2020-06-20 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] vvvnsk.livejournal.com
Ясно, что глина не "первой свежести", но это ресурсный вопрос (время-деньги).
Edited Date: 2020-06-20 02:23 pm (UTC)
From: (Anonymous)
уже высказывался в негативном ключе как о фальшивке
From: [identity profile] ber-mudas.livejournal.com
Спасибо большое!
Отличный разбор и фильма, и книги!
---
Но, насколько я понял, не опровергается цитата Гайдара, которую я приводил:

«…мы полагали, что преодоление трансформационной рецессии, начало экономического роста, повышение реальных доходов населения позволят заменить несбыточные мечты о восстановлении империи прозаичными заботами о собственном благосостоянии. Мы ошибались.»

Я писал об имперском духе в народе, а не об экономике СССР!
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
1. Цитата такая есть. Но:
2. Это ложь, что "мы так полагали". Во время пребывания в правительстве Гайдар об этом не думал.
3. "Преодоление трансформационной рецессии, начало экономического роста, повышение реальных доходов населения" начались только в 1999-2000 гг., т.е через 5-6 лет после того, когда Гайдар окончательно покинул коридоры власти.
4. Будучи на посту вице-премьера, первого вице-премьера, и.о. премьера, Гайдар занимался как раз "возрождением имперского духа" - предотвращением закрытия базы КГБ/ГРУ Лурдес, финансированием Ф.Кастро, спасением КГБ-шного Евробанка в Париже.
5. Автором сентенции о "распаде СССР как величайшей геополитической катастрофе ХХ века" является именно Гайдар.
6. Книга "Гибель империи" - это ностальгический плач об империи, утраченной из-за некомпетентности коммунистов, не слушавших "умных офицеров" спецслужб (включая и его отца - Т.Гайдара).
From: [identity profile] ber-mudas.livejournal.com
Для меня в цитате Гайдара самое главное - это про имперский дух.

Книга вышла в 2006, а потом в 2014 был Крым (цифры поддержки аннексии и сегодня не изменились, несмотря на 6 лет падения реальных доходов и пр.).

Черный американец Робинсон, проживший в СССР 44 года, описывает восторги в кинотеатрах осенью 1939 г. от кадров захвата Польши-Буковины. ("Черный о красных")

Маркиз де Кюстин (1839): "Тому, кто имел несчастье родиться в этой стране, остается только искать утешения в горделивых мечтах и надеждах на мировое господство."

И т.д.
From: [identity profile] onlyfreedigits.livejournal.com
Исходя из действий Гайдара более правильной была бы цитата
"мы полагали, что затяжная трансформационная рецессия, продолжение экономического спада, уничтожение реальных доходов населения позволят заменить заботы о собственном благосостоянии несбыточные мечтами о восстановлении империи. Мы были правы."
From: [identity profile] ber-mudas.livejournal.com
Возможно.

Достижений на копейку - а уже "головокружение от успехов" и хочется повторить.
Власть прекрасно понимает эту черту россиян и отлично воспользовалась ей в 2014, захватив Крым и обеспечив на долгие годы поддержку своего режима.

Только один вопрос

Date: 2020-06-19 05:41 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Что конкретно означает слово "интересы"?

Date: 2020-06-20 06:24 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Да не плохо бы иметь переводчик с дипломатического на русский...

Re: Только один вопрос

Date: 2020-06-20 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] valeryich2000.livejournal.com
Интересы могут быть только у конкретных людей.
В авторитарных и диктаторских странах государство служит интересам одного человека - диктатора. Обычно эти интересы противоположны интересам обычных, рядовых граждан.
А диктатор становится врагом народа в буквальном смысле.
В демократических странах по-другому. Там власть несёт ответственность перед избирателем через выборы, в условиях свободы слова и отсутствия монополии на власть.
Наш Путин в этом ракурсе - лицо абсолютно безответственное.
И его интересы - это интересы врага народа.

Date: 2020-06-20 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] sterh07.livejournal.com
Интересный фильм на эту же тему:
https://youtu.be/pPzB79oteug

Date: 2020-06-20 10:30 am (UTC)
From: (Anonymous)
Извините за оффтоп - это про ковид в Петербурге: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=3310115215674698&id=100000287556022

Зла не хватает. Это хуже чем расизм, это фашизм. Так что может и не оффтоп.

Date: 2020-06-20 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com
Хороший материал. Спасибо за Вашу работу.

Date: 2020-06-20 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] jlazarovici.livejournal.com
И это в то время, когда одна сторона готовила план "Барбаросса", а другая -- "Гроза".

Жадность погубила их обоих.

Date: 2020-06-20 09:45 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Германия потерпела поражение во Второй мировой войне и оккупирована. НСДАП была отстранена от власти и запрещена. Современная Германия - мирная, свободная и процветающая страна.

СССР победил во Второй мировой войне и обзавёлся ядерным оружием. У власти по-прежнему члены бывшей КПСС. Современная Россия - агрессивная, рабская и нищая страна.

Date: 2020-06-21 01:42 am (UTC)
From: [identity profile] elena shumakova (from livejournal.com)
А как же "вставание с колен" ? )))

Date: 2020-06-21 06:18 am (UTC)
From: (Anonymous)
Внимательно прочитал все 5 постов, но, извините, так и не понял причины, почему стороны не смогли договориться. Какие пункты оказались взаимонеприемлимыми в ноябре 1940 г.? Ведь в августе 1939 г. дело сладилось.

Date: 2020-06-22 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] mazhwag.livejournal.com
Любые переговоры имеют успех только в том случае, если обе стороны заинтересованы в нём. На момент переговоров германский штаб по поручению Гитлера уже четвёртый месяц как разрабатывал план нападения на СССР, который позже получит название "Барбаросса", а сами переговоры руководство Германии рассматривало, как один из элементов дезинформации будущего противника. Естественно, если по крайней мере одна из сторон и не сбирается ни о чём договариваться, то откуда успеху взяться.

Date: 2020-06-22 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] hang-hai-zhe.livejournal.com
Вы выбираете однозначный ответ там, где он вряд ли возможен. По крайней мере, пока не будут введены в публичный оборот все документы того периода.
Сама по себе разработка плана нападения не делает нападение предрешённым, не правда ли. Переговоры можно использовать с разными целями вплоть до их завершения или прекращения.
Всё вышесказанное относится к обеим сторонам.

Date: 2020-06-22 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mazhwag.livejournal.com
Согласен. Даже возразить нечем. :)

Date: 2020-06-23 12:41 am (UTC)
From: (Anonymous)
Насколько известно, приказ о разработке плана "Барбаросса" Гитлер отдал в декабре 1940 года, т. е. после визита Молотова в Берлин.

Date: 2020-06-23 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] mazhwag.livejournal.com
Не совсем так. В конце июля 1940 Гитлер дал поручение Генштабу сухопутных войск разработать план войны против СССР. Собственного названия предполагаемый план ещё не имел. Штаб разрабатывал этот план с августа по декабрь. А в декабре 1940 Гитлер утвердил уже разработанный план под названием Барбаросса, после чего начались технические приготовления к его выполнению.

Date: 2020-06-21 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] evkovarski.livejournal.com

Как Вы оцениваете профессионализм Молотова?

Date: 2020-06-22 03:26 pm (UTC)
From: (Anonymous)
У Молотова было прозвище. Про ум там не сказано.

Date: 2020-06-21 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] ольга мосесова (from livejournal.com)
Два дня читала , как в архивах посидела . Спасибо за такие уникальные фото и материал . Тема 2 мировой и вообще история начала 20го века и особенно война любимая . Все бы это показать по федеральным каналам .

Date: 2020-06-21 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] Листопад Листопал (from livejournal.com)
министр иностранных дел Гитлера Риббентроп, после банкета, который устроило для него Политбюро во главе со Сталиным и Молотовым, заявил, по словам итальянского министра иностранных дел Чиано, что во время этого банкета он «чувствовал себя в Кремле, словно среди старых партийных товарищей» (A. Rossi, Russian-German Alliance 1939–1941, Beacon Press, Boston, 1957, p. 71). Риббентроп торжествующе доложил Гитлеру на второй день после этого банкета, что Сталин произнес тост, который даже не был предусмотрен протоколом. Сталин сказал: «Я знаю, как крепко германский народ любит своего вождя! Поэтому мне хочется выпить за его здоровье» ("Nazi-Soviet Relations 1939–1941, Documents from the Archives of the German Foreign Office", pp. 6–7).

Жадность или ..

Date: 2020-06-22 01:16 am (UTC)
From: (Anonymous)
Очень познавательно. Только - не смогли договориться не по причине жадности, а по самой логике военных приготовлений.

Две самые мощные сухопутные армии в мировой истории оказались на одном континенте, лицом к лицу. И что каждому из диктаторов делать со своей армией?

Сокращать - боязно. Понятно, что оппонент плюнет на все договора и ударит, как только решит что момент подходящий. Двинуть армию в другую сторону, в Британию, в Африку, на Ближний Восток или еще куда - та же проблема, как избежать удара в спину.

А долго держать огромную армию в состоянии готовности, но не нападать, так это накладно даже для авторитарной экономики, к тому же в армии брожение начинается.

Там не два ружья на стене висели, а два набора из тысяч танков, самолетов, десятков тысяч пушек и т.д. Вопрос был только, кто выстрелит первым.
From: [identity profile] onlyfreedigits.livejournal.com
Прекрасно структурированное интервью с Марком Семеновичем.

Ссылка на время когда разговор подходит к переговорам


Марк Семонович, кстати, упоминает Ответ Сталина Гитлеру, 25 ноября 1940 г. (пункт 19). Он удивлен, что его не сожгли)

Date: 2020-06-26 11:12 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо за эти публикации. Очень хочется продолжения по теме и узнать к-н ответ на простой вопрос, откуда у Сталина была уверенность, что он победит Гитлера на его территории, после того как КА опозорилась в Финляндии и показала свою профнепригодность. Побить Вермахт в наступлении, даже имея "количественное" превосходство 1 к 3 - откуда такая смелая уверенность у Сталина?

Date: 2020-06-27 12:18 pm (UTC)
From: (Anonymous)
От ограниченной адекватности. К этому моменту Сталин был единоличным правителем уже 12 лет, тогда как давно известно, что потеря адекватности при неограниченной власти и отсутствии сдержек и противовесов - весьма частое явление в истории.

Profile

anillarionov: (Default)
ANDREI N ILLARIONOV

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 11th, 2026 07:51 am
Powered by Dreamwidth Studios