anillarionov: (Default)
[personal profile] anillarionov
Проф. Европейского университета Д.Травин написал пост «Ошибки Гайдара»:
Иногда говорят: Егор Гайдар плохо понимал, что делает, и не признавал ошибок. На самом деле он знал, в чем состояли ошибки и неоднократно о них говорил. Я провел работу, которую, кажется, до меня никто еще не делал: прочитал собрание сочинений Гайдара (включая разнообразные интервью) и выбрал те места, в которых он говорит о реальных ошибках (а не о том, что хотели бы считать ошибками некоторые его не слишком компетентные критики). Привожу цитаты со ссылками на том и страницу собрания сочинений...

Судя по лайкам и комментариям, текст профессора читателям понравился:
Ринат Зайцев Большое спасибо. Большой труд. Зато коротко и ясно.
Андрей Белых Дима, большое спасибо за серьезную и очень важную работу. Всевозможным домыслам и интерпретациям надо противопоставлять правду документов.
Андрей Кудряшов Замечательная подборка, спасибо! В этих цитатах портрет выдающегося русского учёного обретает монументальный объём большого гражданина и человека.
Iakov Uchitel Реформы Гайдара были проведены идеально. Те, что ему дали провести. И результат блестящий. Разумеется, недостатки были, но без недостатков не бывает ничего.
Петр Милованов Гайдар велик.
Иван Телятников Потрясающий опыт пережил человек. Возможно, со временем, люди признают его героем нации.

Что не имеет отношения к ошибкам
Самое поразительное – это то, что никто – ни сам автор, ни сотни комментаторов и лайкателей его текста – не заметили, что за небольшим исключением опубликованные цитаты говорят вовсе не о признании Гайдаром своих ошибок, а о чем-то другом.

Возьмем, например, п. 9 авторского текста:
9. «Мне интересно слушать рассуждения тех, кто сейчас объясняет, как легко было все устроить на рубеже 1991 – 1992 гг. Обычно, когда этим людям задаешь пять-шесть конкретных вопросов, их энтузиазм, уверенность в том, что они знают, как надо было действовать, иссякают» (т.10, с.219).

Спрашивается, а что в приведенной цитате относится к гайдаровским ошибкам? И тем более о признании их самим Гайдаром? Ничего. Наоборот, товарищ открытым текстом утверждает прямо противоположное: ошибок у него не было.

Вот п. 6:
6. «Иногда я с Илларионовым абсолютно согласен, иногда – абсолютно нет. Но в целом он критикует правительство за недостаточную энергию в проведении либеральных преобразований. По-моему, это полезно. Людей, которые ругают кабинет за то, что он якобы какой-то сверхлиберальный, у нас много. Хорошо, что теперь есть критик и с другой стороны» (т.9, с.321).

И где же в этой цитате признание Гайдаром сделанных им ошибок? Спрашивается, какое отношение она вообще имеет к заявленной теме – признанию Гайдаром своих ошибок? Никакого.

Вот п. 3:
3. «Сегодня я попытался бы организовать систему пропаганды нашей политики, чего не было сделано в 92-м году и что считаю нашей серьезной ошибкой» (т.9, с.68).

Эта история хорошо известна – пропагандистская деятельность лежала вне сферы полномочий Гайдара, а когда он пришел к Ельцину с предложением организовать «разъяснение проводимых реформ», то Ельцин ответил, что воссоздавать отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС он не будет. Можно, конечно, считать решение Ельцина ошибкой. Но если это и считать ошибкой, то – ошибкой Ельцина, а не Гайдара. То есть в «список ошибок Гайдара» профессор включил то, что Гайдар считал ошибкой Ельцина.

Вот выдержка из п. 10:
Ведь первое, что я сделал, когда пришел в свой кабинет, – вызвал председателя Гознака и с ним обсуждал проблемы, связанные с переходом на купюры высокого номинала. Но потом состоялось заседание Президиума Верховного Совета и там устроили дикий разнос: «Вмешиваетесь в компетенцию Верховного Совета, раскручиваете инфляцию» и т.д.

То есть Гайдар рассказывает о своей попытке бесцеремонного вмешательства в сферу полномочий другого органа власти. Иными словами, даже годы спустя, когда Гайдар вспоминал о своей деятельности на посту вице-премьера в 1991 г., он по-прежнему не имел даже базового представления о принципе разделения властей и необходимости ему следовать. Более того, он ничтоже сумняшеся откровенно рассказывал о своем правовом невежестве смотревшим ему в рот слушателям. Почти три десятилетия спустя «либеральные» профессора это саморазоблачение Гайдара воспроизводят, а «либеральные» комментаторы этому еще и умиляются.

Вот п. 4:
4. «Что же касается упрека в том, что в результате приватизации кто-то сумел за сущие копейки скупить едва ли не всю страну, то я в общем и целом согласен. Но кто купил? Трудовые коллективы по второму варианту приватизации. Кто был ярым противником такой странной модели? Анатолий Борисович Чубайс, вся наша команда. Но этот вариант был утвержден весной 1992 г. Верховным Советом по предложению фракции “Коммунисты России” <…> Если бы сегодня можно было что-то исправить, то исключил бы второй вариант приватизации, который отдавал 51% акций трудовому коллективу, а фактически – директору» (т.9, с.145, 183).

Оставим в стороне утверждаемый Гайдаром нонсенс, будто бы страну купили трудовые коллективы.

Оставим в стороне тот прискорбный исторический факт, что приватизация в России была проведена не по законодательству, принятому парламентом, а по указу президента, обманным путем подписанному Чубайсом у Ельцина во время летних парламентских каникул 1992 года.

Обратим внимание лишь на последние два предложения из приведенной цитаты:
1) второй вариант приватизации принят Верховным Советом;
2) я (Гайдар) исключил бы второй вариант приватизации.

То есть в очередной раз мы видим яркую иллюстрацию гайдаровского правового невежества/ нигилизма, что в переводе на обычный русский язык называется тяжелейшим преступлением против принципа разделения властей как одной из фундаментальных основ демократической политической системы.

Возьмем п. 1:
1. «Самая большая наша неудача в том, что мы не смогли создать сильную, мощную фракцию в парламенте, которая отстаивала бы курс реформ» (т.9, с.29).

То есть как это «не смогли»? В результате декабрьских выборов 1993 года в парламенте появилась фракция ДВР, возглавлявшаяся тем же самым Гайдаром. Пусть она и не стала самой крупной в Госдуме, но довольно влиятельной она была – это точно.

Что же касется 1991 года, то тогда мощная фракция в парламенте не просто существовала, не просто отстаивала курс реформ, но на V Съезде народных депутатов РСФСР она своим абсолютным большинством поддержала программу радикальных экономических реформ и назначила премьер-министром Ельцина. Другой вопрос заключается в том, что Гайдар не стал выполнять эту, утвержденную Съездом, программу. И тот факт, что многие депутаты встали в оппозицию назначенному без их согласия Гайдару, можно, конечно, назвать «неудачей Гайдара», но можно – и естественной реакцией депутатов на то, что Гайдар как раз и делал.

Можно, конечно, эту фразу также посчитать иезуитски зашифрованным признанием со стороны Гайдара ошибочности всей своей деятельности в 1991-1992 гг., его самой большой ошибкой, в результате которой большинство СНД и Верховного Совета из пропрезидентского и прореформистского превратилось в жестко оппозиционное и Гайдару, а затем и Ельцину. Но, кажется, это было бы некоторым преувеличением качеств Гайдара.

Смотрим на выдержку из п. 8:
Но суть проблемы была в том, что произошел крах старой системы институтов, которая не могла существовать без тоталитарного политического режима, при отсутствии нового набора институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики, таких как Центральный банк, таможня, налоговая служба, судопроизводство, позволяющие гарантировать права частной собственности. Это создавало вакуум, в котором органам власти было сложно маневрировать. Пришлось проводить реанимационные мероприятия. Когда этим занимаешься, приходится действовать решительно и жестко...

Это откровенная ложь. Система прежних институтов продолжала существовать. Их захвату посвящено немало страниц в мемуарных рассказах как Гайдара, так и Авена и Нечаева. То, что эти институты не были совершенны, то, что они лишь постепенно перестраивались для решения новых задач, это правда. Но они никуда не делись. И Центральный банк, и таможня, и налоговая служба и суды – все это и сохранилось и действовало. Только действовали они во многом не так, как того хотел Гайдар. Директор Центробанка Матюхин отказывался развязывать инфляцию, как того требовал Гайдар. Поэтому после пяти демаршей Ельцину со стороны Гайдара Матюхин был уволен и заменен на Геращенко. Руководитель питерской таможни Пахомов не выпускал корабли, груженные сырьем по лицензиям, выданным Гайдаром и Авеном Путину. И потому Пахомов был уволен, а отгрузка сырья была доверена Путину Гайдаром «под личную ответственность». Руководитель Контрольного управления Болдырев пытался расследовать махинации Путина в Питере. И потому он был уволен. То, что произошло в 1991-92 годах со «старыми институтами», описывается не словом «крах», а термином «уничтожение». Старые институты последовательно уничтожались новой властью, видевшей в них ограничители, не позволявшие нарушать и право и принципы общечеловеческой морали. «Представление народа о справедливости мы сломали нашей приватизацией» (Чубайс).

Еще одна выдержка из п. 8:
8. «Я выступал на одном авторитетном семинаре специалистов по экономической политике в университете Беркли <…> Подробно описал финансовую и денежную ситуацию в России конца 1991 г. Потом обратился к присутствующим с вопросом, чтобы они в этой ситуации сделали на моем месте. Министр финансов Мексики отметил, что лучше всего застрелиться сразу».

Что из этой цитаты мы должны считать признанием Гайдаром своей ошибки? То, что он не последовал совету министра финансов Мексики? Это у профессора Травина такой троллинг?

Ошибки и сожаления
Для того, чтобы анализировать чьи-либо ошибки, следует понимать, что стоит за этим термином. И чем он отличается от других терминов, например, от слова сожаление.

Ошибка (ошибочное действие) – это не то действие, какое лицу во власти не удалось сделать по объективным причинам (потому что это не его сфера ответственности, потому что ему не позволили, потому что у него было недостаточно полномочий и ресурсов, потому что отсутствовали необходимые технологии и т.п.).

Ошибка (ошибочное действие) – это такое действие лица во власти, какое:
- полностью находилось в его сфере ответственности, на что у этого лица имелись полномочия, ресурсы, технологии;
- было осуществлено в соответствии с представлениями этого лица о желаемой им цели, о правильном и необходимом;
- было осуществлено при наличии других вариантов действий, также находившихся в полном распоряжении указанного лица;
- привело к последствиям, противоречащим цели, какое лицо во власти преследовало во время принятия такого решения;
- оказалось более затратным или менее эффективным, чем иные варианты действий.

Сожаление – это отношение лица во власти к действию, какое оно хотело осуществить, но не смогло этого сделать, потому что это была не его сфера ответственности, потому что у него не было достаточно полномочий, ресурсов, потому что отсутствовали необходимые технологии и т.п.

Ошибки Гайдара, признанные Гайдаром
Если проанализировать все цитаты, приведенные Травиным, то обнаружится лишь несколько ошибок, действительно относящихся к этой категории (то есть к действиям, находившимся в сфере полномочий Гайдара и им осуществленным). Они заслуживают того, чтобы быть здесь упомянутыми.

1. «Что же касается либерализации производства алкоголя, то это решение было ошибочным даже и в ситуации 1992 г. Но хочу напомнить, что то было время предельной слабости государства» (т.9, с.146).

То есть Гайдар считал ошибкой либерализацию алкогольного производства, причем настолько, что и годы спустя он хотел бы сохранить на него государственную монополию. Иными словами, в 1992 году Гайдару не позволили полностью реализовать на практике его монополистическо-бюрократический идеал.

2. «Мы хотели проводить полномасштабную либерализацию [цен. – А.И.] с 1 июля 1992 г., совместив ее с полноценным введением российской национальной валюты <…> К сожалению, к концу октября 1991 г. мы убедились в том, что этот сценарий совершенно нереализуем, он нереалистичен, потому что в условиях паралича старой системы управления материальными потоками, нулевых заключенных договоров на 1992 г., паралича старой системы хлебозаготовок, полного паралича системы торговли и снабжения нет такого сценария, согласно которому мы можем прожить без либерализации цен либо – в качестве альтернативы – введения военного положения, военно-полевых судов, продразверстки и т.д. до 1 июля 1992 г. Это была самая серьезная проблема. А если мы вынуждены либерализовать цены, не имея контроля над денежной массой, дальше разумных решений не бывает» (т.9, с.372).

То есть Гайдар считал ошибкой либерализацию цен со 2 января 1992 года. Иными словами, и годы спустя он говорил, что либерализацию цен надо было проводить с 1 июля 1992 года. Это еще одно напоминание о том, что инициаторами либерализации цен 2 января 1992 года были Ельцин и Бурбулис, но не Гайдар.

3. «Конечно, по технике можно было немало вещей сделать иначе, лучше. Например, я бы по-другому устроил систему валютного регулирования, введенную в 1992 г. Она была сложной, запутанной. Мы сами впоследствии от нее отказались».

Какая прелесть! «Я бы по-другому устроил систему валютного регулирования, введенную в 1992 г.» Кто же этот загадочный вредитель, кто ввел такую сложную запутанную систему валютного регулирования в 1992 г.? По сравнению с каким именно лицом из 1992 года он, Гайдар (последовательно – вице-премьер правительства, первый вице-премьер, и.о. премьера), устроил бы ее по-другому?

4. Налоговая система, введенная в начале 90-х годов, была построена по европейским стандартам, но не учитывала российских реалий. Лишь в 2000 – 2001 гг. мы смогли ее реформировать.

Опять же: кто же это таинственное некомпетентное лицо на вершине российской государственной власти, какое в начале 90-х годов ввело налоговую систему, не учитывавшую российских реалий? А?

И, конечно же, это замечательное скромненькое «мы»: Лишь в 2000 – 2001 гг. мы смогли ее реформировать. «Мы пахали».

Можно как угодно относиться к Кудрину, Грефу, Касьянову, Путину, автору этих строк, можно как угодно оценивать их деятельность в 2000-2001 гг., но налоговую систему тогда реформировали прежде всего эти пять человек. Ту самую налоговую систему, не учитывавшую российских реалий, какая была унаследована ими от лица, введшего ее в начале 90-х годов.

5. Ну, и серьезные просчеты во внешнеэкономическом регулировании. Но знаете, очень уж хотелось создать культурное внешнеэкономическое регулирование, чтобы налоги не в валюте платить, а в собственных национальных деньгах.

То есть это публичное признание Гайдара в том, что он – не экономист. При росте цен в 1991 г. в 2,6 раза, при том, что Гайдар сам признавал, что «не имел контроля над денежной массой», а ожидавшаяся в 1992 г. инфляция составила бы, как минимум, сотни процентов, Гайдару все еще хотелось создать культурное внешнеэкономическое регулирование в национальной валюте.
Был бы жив П.Милюков, он обязательно спросил бы: «Это глупость или измена»?

Сожаления Гайдара
Наряду с гайдаровскими ошибками в приведенных Травиным цитатах обнаруживаются и гайдаровские сожаления. То есть это те действия, какие находились за пределами полномочий, компетенции, ответственности Гайдара, какие ему не удалось, но очень хотелось осуществить. Вот они.

1. Наличие еще более мощной политической поддержки:
«Самая большая наша неудача в том, что мы не смогли создать сильную, мощную фракцию в парламенте, которая отстаивала бы курс реформ».

2. Проведение интенсивной пропаганды в свою поддержку:
«Сегодня я попытался бы организовать систему пропаганды нашей политики, чего не было сделано в 92-м году и что считаю нашей серьезной ошибкой».

3. Отъем полномочий от парламента в пользу исполнительной власти:
...исключил бы второй вариант приватизации, введенный Верховным Советом...
...отобрал бы ...Гознак, находившийся в сфере ответственности парламента...

4. Создание системы институтов, находящихся в его жестком подчинении:
Ликвидировал бы ...вакуум, в котором органам власти было сложно маневрировать. ...действовать решительно и жестко...

5. В качестве приемлемой альтернативы – введение военного положения, военно-полевых судов:
...в условиях паралича старой системы управления... в качестве альтернативы – введение военного положения, военно-полевых судов, продразверстки и т.д. до 1 июля 1992 г.

Таким образом, ошибки и сожаления Гайдара, тщательно подобранные проф. Травиным, помогают нам еще раз заглянуть в сумрачное мировоззрение «выдающегося русского учёного», «большого гражданина и человека», «героя российской нации». Который, не стесняясь, публично сожалел о вынужденно сделанных им «лишних» шагах по либерализации российской экономики, мечтал о своей еще большей политической власти, о более мощной политической фракции в парламенте, о системе массовой пропаганды, воспевающей его «реформы», о ликвидации мешающей ему системы разделения властей, о жестком подчинении ему всех государственных институтов, а в случае альтернативыо введении военного положения, военно-полевых судов, продразверстки и т.д. до 1 июля 1992 г.

О военно-полевых судах мечтал выдающийся русский ученый и великий гражданин.


В общем остается только поблагодарить профессора Травина за очередное привлечение внимания к этатистскому мировоззрению Гайдара, к интервенционистской идеологии гайдаризма, воплощение которой на практике привело к чудовищной экономической и социальной катастрофе 1990-х годов, а также немало способствовало формированию нынешнего авторитарного политического чудовища в России.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2020-02-20 02:06 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment), Политика (https://www.livejournal.com/category/politika?utm_source=frank_comment), Финансы (https://www.livejournal.com/category/finansy?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-02-20 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] scholast.livejournal.com
Пытаюсь найти отличия нынешней России от идеального государства Гайдара, и затрудняюсь назвать хоть одно. Гайдаровская программа реформ Путиным в целом выполнена, получается?
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
По ссылке товарищ же не скрывает удовлетворения:
Iakov Uchitel Реформы Гайдара были проведены идеально. Те, что ему дали провести. И результат блестящий.

Date: 2020-02-20 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] Михаил Золотов (from livejournal.com)
Уточните, пожалуйста. Если Госбанк таки подчинялся Парламенту, и Гайдару устроили "дикий разнос" потому что он всего лишь поговорил с председателем Госбанка (только пришел, 35 лет без опыта руководства. Допускаю, что задавал с точки зрения председателя Госбанка очень глупые вопросы), то какое отношение Гайдар имеет к инфляции?
Я помню, вы писали, как Гайдар указами (приказами) требовал дать тому или иному заводу денег. Но деньги то он не печатал, а выдавал из того, что было.
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
1. В качестве вице-премьера, первого вице-премьера, и.о. премьера Гайдар подписал огромное число документов, выдававших бюджетные деньги различным реципиентам - заводам (по производству черепицы), компаниям (по производству спутников), банкам (Евробанку), отраслям (нефтяной), регионам, отдельным лицам (Путину), государствам и квази-государствам (Кубе, Южной Осетии, Азербайджану) и т.п.
2. Соответствующие разрешения и поручения Гайдар выдавал сверх того, что было в бюджете. В результате разрыва между полученными доходами и расходами, образовавшимися в результате деятельности Гайдара, дефицит федерального бюджета составил 23% ВВП.
3. Чтобы монетизировать эти собственные расписки, Гайдар регулярно подписывал правительственные поручения Центральному банку выдать соответствующие кредиты - как напрямую правительству, так и банковской системе.
4. Центральный банк под руководством Георгия Матюхина отчаянно сопротивлялся и выдавал существенно меньше кредитов, чем требовал Гайдар.
5. Гайдар пять раз обращался к Ельцину с требованием уволить Матюхина и вместо него назначить Геращенко. В июне 1992 года ему это удалось.
6. Пришедший Геращенко полностью исполнял все поручения Гайдара по эмиссии новых кредитов ("печатанию новых денег"). Кроме того, он еще самостоятельно выдал огромное число кредитов государствам рублевой зоны (примерно 8% ВВП).
7. Результатом этой вакханалии стал чудовищный рост денежной массы, обрушившейся на экономику, вызвавший колоссальную инфляцию (2600% в 1992 г.), приведшую к уничтожению сбережений граждан и предприятий, а также коллапсу производства.
Edited Date: 2020-02-20 01:29 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] Михаил Золотов - Date: 2020-02-21 11:01 am (UTC) - Expand

гайдар

Date: 2020-02-20 07:56 am (UTC)
From: (Anonymous)
лучше бы написал книжки про про тимура с командой как он бабушкам помогал несколько томов и жил бы на гонорары
From: [identity profile] viniz.livejournal.com
АНИ:
//Возьмем, например, п. 9 авторского текста:
9. «Мне интересно слушать рассуждения тех, кто сейчас объясняет, как легко было все устроить на рубеже 1991 – 1992 гг. Обычно, когда этим людям задаешь пять-шесть конкретных вопросов, их энтузиазм, уверенность в том, что они знают, как надо было действовать, иссякают» (т.10, с.219)//.

Я бы добавил, задав такой вопрос: "А кто эти люди ?".
Если к этим людям отнести, например, А.Н.Илларионова. То у АНИ есть понимание как надо было действовать на рубеже 1991 – 1992 гг.
Уверен, что такое понимание есть, например у М.Саакашвили и у многих других порядочных людей, хорошо понимающих происходившие процессы в государстве.
Такое понимание было у Г.В.Старовойтовой, требовавшей проведения люстрации номенклатуры...
Такое понимание было у С.Григорьянца, у В.Буковского...

Date: 2020-02-20 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] Вася Пупков (from livejournal.com)
Пора уже найти определение зримо, широко наблюдаемому явлению, когда вроде бы "продвинутые" и вроде бы не закостеневшие на старых данных "рукопожатные" "инженеры душ человеческих" несут полнейшую давным-давно или устаревшую, или давным-давно опровергнутую пургу даже в случаях, когда верной, правдивой информации просто море.
Ситуация с Гайдаром более чем разобрана АНИ и Марией Говоровой, но уже пару десятков лет абсолютно все "либерально-демократические" гуру и завсегдатаи ЭМ (Шендерович, Альбац, Пархоменко, Боровой, Гуриев, Пастухов и масса других...) только и делают, что повторяют мантры о "реформах Гайдара", которые ну ни одним своим фактом не подтверждаются.
Ровно то же происходит с расследованием Игоря Мурзина по убийству Бориса Немцова - все разобрано по деталям с приобщением материалов следствия, опровергнуть Мурзина просто невозможно - результат нулевой и в головы публики этими же самыми "прогрессивными" и "передовыми" вливается официозная ерунда "чеченской версии".
Но самое удивительное происходит с концепцией Суворова (Резуна) 2МВ - или идет полный игнор от этих же "прогрессистов-опонентов власти", или идет отщипывание от нее кусков с присвоением и выдачей за свои "открытия" (Венедиктов, Дымарский, Будницкий с передачами о 2МВ на ЭМ и статьями в их "Дилетанте").
Так как правильно назвать явнейший игнор очевидного и доказанного или "скоммуниздивание" частей чужих расследований и анализов с выдачей за свое?
Д.Травин прекрасно продемонстрировал оба явления - полностью проигнорировал работы Илларионова и Говоровой и попытался выдать за свое идею пристального разбора действий Гайдара, выведя свой "результат" всего лишь к передергиванию, необъективности и официозному восхвалению Гайдара. Если это обычная практика для Травина, то жаль его студентов.

Date: 2020-02-20 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] peregudoved.livejournal.com
3. «Конечно, по технике можно было немало вещей сделать иначе, лучше. Например, я бы по-другому устроил систему валютного регулирования, введенную в 1992 г. Она была сложной, запутанной. Мы сами впоследствии от нее отказались».

Какая прелесть! «Я бы по-другому устроил систему валютного регулирования, введенную в 1992 г.» Кто же этот загадочный вредитель, кто ввел такую сложную запутанную систему валютного регулирования в 1992 г.? По сравнению с каким именно лицом из 1992 года он, Гайдар, устроил бы ее по-другому?



Андрей Николаевич, этот фрагмент находится под заголовком Ошибки Гайдара, признанные Гайдаром и, с моей т.з., в нём – высказывании Гайдара – нет противоречия.
Речь об ошибке и Гайдар её признаёт.
From: [identity profile] onlyfreedigits.livejournal.com
Что сделал Гайдар?
https://aillarionov.livejournal.com/475623.html


1. Действия в сфере экономической политики, авторство которых ошибочно приписываются Е.Гайдару:
...
- унификация валютного курса – проведена П.Авеном;
...
2. Действия в сфере экономической политики, совершенные Е.Гайдаром, авторство которых подтверждается подписанными им документами, собственными свидетельствами Е.Гайдара, а также свидетельствами современников:
...
- задержка с унификацией валютного курса минимум на 6 месяцев;


Но я тоже не до конца понимаю намек Андрея Николаевича.

(no subject)

From: [identity profile] peregudoved.livejournal.com - Date: 2020-02-20 01:43 pm (UTC) - Expand

Возможно

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2020-02-20 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] peregudoved.livejournal.com - Date: 2020-02-20 01:52 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] lause.livejournal.com
Спасибо за ваши аналитические статьи Андрей. Извиняюсь за оффтопик.

Но неожиданно для себя обратил внимание на то, что ваша страница у меня переместилась в браузере на первое место иконкой. Только потом идут всякие там новостные ленты. Это первое.

А второе - не покидает меня ощущение после прочтения ваших статей. Что вы как учёный наблюдаете за поведением приматов (да простят меня приматы за это сравнения) и описываете это в своём лог-журнале. Именно разница - кто есть кто - играет здесь роль. Вы повествуете о приматах как политического так и экономического характера. И да, они вроде делают большие телодвижения в своём вольере. Но их движения и поддаются методическому и логическому описанию и пониманию. Да, и есть вероятность агрессии или нанесения ран этими приматами по отношению к внешнему миру. Это так. Но это как эксперимент или какое-то запутанное дело. Поэтому увлекает не хуже Конан Дойля.
Спасибо вам. История расставит всё на свои места. И вы помогаете ей в этом как никто другой.
Edited Date: 2020-02-20 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] onlyfreedigits.livejournal.com
> у меня переместилась в браузере на первое место иконкой
скорее всего это показатель того, что вы читаете этот блог чаще новостей. Я вам как примат от ИТ говорю)

From: [identity profile] Павел Зонн (from livejournal.com)
Чтобы разобраться в том, что натворили "реформаторы" во главе с Ельциным, понадобится масса исследований. Можно лишь утверждать, что не зря свою партию они именовали "союз правых сил", они, действительно, "правые" - их действиям соответствовал лозунг - "махинации, неравенство, привилегии". Эти "правые", даже не понимали и не понимают, что они со своими взглядами и идеологией пребывают в более чем двухвековом прошлом.
From: [identity profile] alexandr yerko (from livejournal.com)
А на что можно было рассчитывать, доверяя построение демократии в стране закоренелому этатисту?
Многие и сейчас не видят в этом ничего опасного.

Date: 2020-02-20 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] is4umielofon.livejournal.com
Но в целом он критикует правительство за недостаточную энергию в проведении либеральных преобразований.
\\\
Меня, например, удивляет эклектичность позиции, занимаемой правительством: вы либо либертарианский путь выбирайте, либо тоталитарный. Чем обусловлено топтание на месте и невнятные противоречивые конвульсии мне непонятно.
Но я далек от того, чтобы критиковать правительство, т.к. я не нахожусь на их месте, не могу учесть все известные им факторы...
У меня недостаточно квалификации и нет соответствующего образования, чтобы выносить суждения о пользе той или иной политической стратегии, и я вообще против того, чтобы профаны совали нос, туда, где они ничего не могут, поэтому я не хожу голосовать и отношусь со скепсисом к этому цирку с конями в виде выборов.
Но я не призываю их отменить, т.к. возможно, населению приятно, когда у него имеются иллюзии на счет того, что оно причастно к управлению обществом и в настоящий момент это важнее, чем разрушение у населения иллюзий по поводу того, что управления обществом должно осуществляться рационально организованной системой, в которой профанам не место.

Нет, если какой-то кандидат возьмет на себя обязательства, например, довести индекс качества жизни до конкретных показателей, и будет нести уголовную ответственность в случае нарушения взятых им на себя обязательств, то я, так и быть, схожу проголосовать за такого кандидата. Потому что я не вижу ничего плохого в том, чтобы люди отвечали за свои поступки и решения, такую инициативу я поддержу.
Edited Date: 2020-02-20 01:28 pm (UTC)
From: (Anonymous)
И счастью не было конца...

Странно было бы ожидать от номенклатурных коммунистов построения реального свободного общества - в любом понимании "свободы".
Из поросенка никогда не вырастет благородный олень - хоть какие "реформы" проводи.
Гайдар ни в чем не ошибался: он выполнял то, что ему было приказано.
А вот кто приказывал - вопрос.
Догадаться, впрочем, достаточно легко: те же силы, которые приказывали в 1917 году.
From: (Anonymous)
В 1917 году ни ЧК, ни тем более КГБ не было! Гайдар потомственный ГБшник и направленность его действий соответствующая, выполнял ли он приказ или действовал исходя из своих убеждений, для него люди были пылью.
From: (Anonymous)
Вы написали: "Директор Центробанка Матюхин отказывался развязывать инфляцию, как того требовал Гайдар. Поэтому после пяти демаршей Ельцину со стороны Гайдара Матюхин был уволен и заменен на Геращенко. "
Это совсем не так было. Матюхина уволил я.
С уважением, Александр Минкин
From: [identity profile] viniz.livejournal.com
Попалось интересное интервью с Г.Матюхиным в 2014г.

Первый глава ЦБ РФ и бывший разведчик рассказал о финансовых коллизиях прошлого и бедах настоящего
https://altapress.ru/ekonomika/story/perviy-glava-tsb-rf-i-bivshiy-razvedchik-rasskazal-o-finansovih-kolliziyah-proshlogo-i-bedah-nastoyashchego-146755
--— До декабря 1991 года вместе с ЦБ России существовал и Госбанк СССР, который возглавлял Виктор Геращенко. Как складывались ваши отношения?

— С Геращенко я учился в аспирантуре и знал его — он был ставленник КПСС. И в 1991 году действительно существовало два банка: Госбанк СССР и ЦБ РСФСР. Но поскольку их цели были разными, между ними происходила постоянная борьба: Госбанк СССР всячески препятствовал развитию самостоятельной банковской системы России. Стоило было принять ЦБ какое-то решение, как следовала телеграмма Госбанка, который его отменял.

--— Тогда одной из претензий к вам и ЦБ был острейший дефицит наличности. Почему образовался этот дефицит?

— Первые признаки дефицита появились еще в августе 1991 года, причинами были в том числе популистские меры президента, правительства и парламента — увеличение зарплат, пенсий и других выплат без согласования с ЦБ. А затем цены отпустили (2 января 1992 года. — Прим. «СК»), фабрики, печатающие деньги, перестали справляться с выпуском необходимого количества купюр. Перед этим они хоть бы спросили ЦБ, можно ли это делать.

--Цитата из фильма «ЦБ: начало пути»:

Когда в декабре 1991 года мы начали работать с Внешэкономбанком, то обнаружили пропажу 12 млрд. долларов валютного резерва и 300 тонн золота. Постепенно открылась такая картина. В октябре-декабре 1991 года на круизных теплоходах сначала по Волге, затем по Черному морю деньги и золото покинули пределы страны. И это в то время, когда сама страна сидела на бобах.


https://lenta.ru/lib/14161802/full/
--С 1989 по 1991 год Геращенко возглавлял правление Государственного банка СССР (по другим данным, уже в 1990 году его на этом посту сменил Георгий Матюхин [64]). С 1989 года начал общаться с Егором Гайдаром (когда тот работал в журнале "Коммунист", потом в "Правде"). В 1990 году Геращенко познакомился с Владимиром Путиным, в те годы - советником Анатолия Собчака, избранного председателем Ленсовета. По распоряжению Собчака, Путин участвовал в работе по развитию Санкт-Петербургского филиала Госбанка [95].
--Многие специалисты, работавшие в те годы под руководством Геращенко, впоследствии охотно сотрудничали с ним и стали называться его "командой". На счету этой команды в 1989-1991 годах было создание первого в России частного банка, первая открытая эмиссия банковских акций (КБ "МЕНАТЕП"), первая валютная биржа, первые сделки на Межбанковской валютной бирже, открытие информации о выпуске денег в обращение. Эти же люди открыли первый в стране "наличный" обменный пункт, провели первый внешний аудит ЦБ и первую приватизацию советского банка за границей (Совзагранбанк в Люксембурге).
--Между тем СМИ сообщали, что отставки Геращенко настойчиво добивался Андрей Илларионов, руководивший тогда группой анализа и планирования председателя совета министров - правительства Российской Федерации [71], [69].

Re: Центральный банк

From: (Anonymous) - Date: 2020-02-21 06:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-02-20 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] jlazarovici.livejournal.com
Много лет назад имело место то ли видео интервью Е. Гайдара, то ли в виде чата... Один молодой человек, прочитав книги Е. Гайдара, нашел там признание в "технических ошибках". Во время этого интервью МЧ так и спросил, о каких "технических ошибках" Е. Гайдара идет речь. Вот так вот сразу Е. Гайдар отказался отвечать, сообщив о том, что, возможно, надо было поднимать цены на отопление не после окончания отопительного сезона, а в процессе.

Запомнилось

Date: 2020-02-20 10:53 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Все устные уверения Гайдара сопровождались (как и у Ясина, Чубайса, Нечаева) фразой -Я глубоко убежден ... Никто из них не опускался до того, чтобы растолковать что их глубоко убедило.
From: [identity profile] lause.livejournal.com
https://youtu.be/-_Kcxqmz3ik?t=823

Здесь Гайдар после вопроса, не являются-ли действия российских реформаторов злостными, предумышленными, хорошо продумаными акциями с целью широкомасшатбного перераспределения народного богатства в интересах узкого круга людей - Гайдар нехотя сознаётся в том, что вроде-бы приватизацию провели несовершенно, но к сожалению по правилам, которые были написаны до него. Т.е. и здесь по его словам нет никакой ошибки. Т.е. подтверждает сказанное в вопросе, тем, что не отвечает на вопрос и не даёт оценку действиям, а обьясняет ситуацию, которая вроде сложилась в тот момент.
From: (Anonymous)
1991год. Собчак продает заводы иностранцам:

Комментарий

Date: 2020-02-21 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] m_anuchin (from livejournal.com)
История развития человечества (прошлая и особенно новая и новейшая) и - возможность в современной ситуации почти полного объективного анализа через систему интернет,ТВ,СМИ, препятствующие ограничению Свободы Слова, позволяют давать объективные характеристики всему и всем, любому лицу, так или иначе обозначившемуся в публичном пространстве в том или ином качестве (политика, ученого, литератора, прочего) - вещь великолепная! Мы (народ, в том числе, как и источник власти) имеем возможность относительно беспрепятственного (конечно, кто этого хочет и, грустно констатирую, - может, не обремененный идеологическими штампами или философией вождизма) доступа к любой точке зрения и системам их обоснования...
Я думаю, что анализы которые проводятся А.И. очень многое дают обществу и каждому в понимании: что, как и почему происходило на территории бывшего СССР, региона и мира...
И это можно и нужно воспринимать спокойно, без опасений, мирно, соглашаясь или опровергая...
Это эффективный, выработанный тяжелым и трагичным опытом развития народов и государств, метод познания и самопознания самих себя...
From: [identity profile] Аркадий Оксанов (from livejournal.com)
Гайэдаризм - это явление кризиса СССР конце 80-х - начала 90-х.
Но на политической карте конца СССР и начала новой России, кроме коммунистов, "реформаторов", чекистов и мощного директорского корпуса, были и другие общественно-политические силы.
Прежде всего - движения самоупраления, как пример того, что в стране проснулись демократические силы.

В 80-х появились комитеты общественного самоуправления (КОС). пытавшиеся реализовать местное самоуправлевление в городских микрорайонах, и самоуправление трудовых коллективов.
Если КОС, в основном, были инициативой жителей, поддержанной в стране, то самоуправление трудовых коллективов было закреплено Конституцией СССР и Конституцией РСФСР, т.е. было признано конституционно.
Это было и реакцией на требования МОТ ввести в СССР уже существовавшие в мире права работников на участие в производственном самоуправлении.

Следующим советским этапом стало создание объединений трудовых коллективов (кто ныне помнит об этом?
Именно объединения трудовых коллективов, возможно, и неожиданно, были многочисленной и мощной демократической силой и в конце СССР, и в постсоветской России.

В 1989 в Ленинграде был создан СКЛ - Союз коллективов Ленинграда во главе с Андреевым (ныне доктор экономических наук, писатель), быстро объединивший более ста предприятий Ленинграда, в том числе, громадный Кировский Завод, крупные оборонные объединения, различные предприятия города многих отраслей.
На базе ВАЗа тоже было создано подобное объединение, как и в Москве.
Следующим естественным явлением стало объединение трудовых коллективов во всей стране, своего рода продолжение на ином уровне давней традиции советов.
Было создано всесоюзное объединение предприятий ВСТК - Всесоюзный Союз трудовых коллективов, а после распада СССР - РСТК - Всероссийский Союз трудовых коллективов.
К сожалению, сохранилось мало информации об этом, наиболее полная в интернете - о Съезде РСТК.

То были массовые организации, объединившие сотни тысяч
работников предприятий (сравните с тогдашими новыми протопартиями).
Съезды этих объединений привлекли внимание власти и общественности.
На них присутствовали руководители СССР и России, народные депутаты, известные общественные деятели (Старовойтова, Политковская, Боннер, многие другие ).
Они проводились в Москве в Белом Домк в выходные дни.


Руководство СССР и России поддерживало эти объединения,сотрудничало с ними.
Не случайно Ельцин перед выборами просил СКЛ организовать ему встречу с Кировскиим заводом, где он заверил о своей приверженности интересам работников предприятий.

Как ни странно, демократы-реформаторы весьма прохладно и даже
враждебно отнеслись к этому движению ( в отличие от большевиков царской России - это характерно), хотя в составе таких объединений активно принимали участие многие представители их лагеря.
Это понятно при сравнении позиций - большевики делали упор на людей труда,российские демократы - на предпринимателей ("буржеазные демократы").

Трудовые коллективы были не только за трудовое самоуправление, хорошо известное на Западе, но и за реформирование страны на основе конвергенции - лучшее от СССР и лучшее от других стран мира, без "измов".
Ясно,что это сильно ущемляло директорский корпус, мешало захватить предприятия в свою собственность, понятны и позиции партноменклатуры, близкой к директорам предприятий и министерствам.
Позиции чекистов стали потом ясны - они сами стремились получить всё.

Объединения трудовых коллективов взимодействовали с Верховным Советом и
Съездом народных депутатов России в разработке концепций законов о приватизации, направляли свои отзывы на многие проекты законов,
направляли свои предложения Ельцину по проектам указов.

Надо учесть, что трудовые коллективы и советы трудовых коллективов (СТК) , возможно, в отличие от их предшественников -советов, были не "работягами от сохи" - в них входили избранные на конференции трудового коллектива наиболее авторитетные и знающие работники, ИТР, руководители подразделений, некоторые представители администрации, даде руковолство.

From: [identity profile] Аркадий Оксанов (from livejournal.com)
Если привезенное вчера оборудование мокнет под дождём, лучше не ходить в столовую - спросят ответ - это не директор, это свои. Позиции по приватизации были - взвешенность, сохранение того,что хорошо работало, в первую очередь то,что может обеспечить население. Беспокоила судьба при приватизации работников школ, медицицины, сферы обслуживания. Предполагалось, что при приватизации предприятия часть акций будет предоставлена и этим работникам. Главная идея - личные приватизационные счета, размещаемые, например, с Сбербанке. В такой счёт могли входить и вклады в сберкассе. Предусматривалось,что часть вклада при необхолимости гражданин может использовать для своих нужд при критическойшлй орлной ситуации. Приватизация должна быда производиться с помощью акционирования или покупки предприятия, например, трудовым коллективом или его частью, возможно и в кредит (аналог системы ЭСОП в США). Нужно отметить, что специфика предприятий в СССР, тем более, в оборонном комплексе, была связана с информацией о зарубежных предприятиях, как по профессиональной тематике, так и по вопросам широкого профиля, в том числе, и по зарубежной экономике. Оборонные предриятия получали русские переводы иностранных журналов "для служебного пользования", где было много различных, в том числе, экономических и организационных материалов (это не журнал "Америка"). Т.е. уровень многих СТК был не ниже того, "что доставалось" многим "социалистическим" экономистам, даже, нередко, и выше, особенно в вопросах труда. Так, например, в России широко использовался в качестве образца американский колдоговор одного из американских заводов, что попортило немало крови российским директорам. Например, отказ от массовых сокращений и согласование любых увольнений с СТК (нам удалось в течение двух лет почти сохранить численность - предприиятие выдержало, потом они уволили 1000 человек, среди которых были и самоубийства). В СТК было необходимо знать тонкости управления и структуры предприятия, программы и планы работы, учитывать предложения подразделений, реагировать на сложные экономические ситуации (это для понимания отличий СТК от давних советов трудящихся). В отличие от профсоюзов, трудовые коллективы и СТК были непосредственно заинтересованы в успехах всего предприятия, а не отдельных специалистов, это могло превратить предприятие в одну команду,что очень важно,обеспечивало гибкость. Требовалось понимание множества особенностей. Устав предприятия разрабатывавался СТК , утверждался министерсвом. С директором мог заключаться договор, предусматривающий и поощрения. В какой-то то степени, СТК поручалась роль или часть роли правления предприятия, что аналогично многим зарубежным а.о., где представители трудового коллектива входят в состав органа управления - его "экзотического", просто опробованное за рубежом. Это было не всюду, зависело от силы СТК. То,что реформаторы не стали опираться на трудовые коллективы, ослабило их позиции. Это была идеология - презрение к людям труда,"низщему классу". Увлечечение Пиночетом и мечты о русском Пиночете - показатель. Из всех тех, кто посетил Пиночета, только Болдырев не был в одобрямсе.
From: [identity profile] Аркадий Оксанов (from livejournal.com)
В Октябре 1993 года в России произошёл раздел: в Кремле были Ельцин и команда, депутаты ВС, сбежавшие туда, "реформаторы", чекисты, партрноменкллатура.
Армия поддержала Ельцина.
Есть основания считать, что баркашовцы и макашовцы провоцировали то, что сильно повлияло на общественное мноние.
Во всяком слачае, до конфликта Верховный Совет не был антисемитским.

Другая сторона конфликта - Верховный Совет, многие коммунисты в ВС, часть депутатов, сторонников демократического развития России,
субъекты Федерации.
Объединения СТК в большинстве были на стороне БД, но считали,что нужен роспуск Съезда, новые выборы Съезда, президента, и Верховного Совета. Ясно,что Ельцин при таком исходе потерпел бы неминуемое поражение, как и многие из сторонников реформаторов.
Часть населения, как принимавшая участие в защите БД, так и пассивная, была запутана ситуацией, но явно желала мирного разрешания .
КС вначале принял решание о законности отсранения Ельцина от поста президента, затем изменил свою позицию.
Православная церковь пыталась найти пути к примиреннию, Ельцина такое не устраивало.
Были ссылки о том, что решение о штурме Ельцин принял по настоянию Гайдара.

Кремль победил.
Конституция РСФСР в редакции 1992 года не была отменена конституционно - референдумом.
Народным голосованием была принята нынешняя Конституция России, та самая, которую ныне хотят откорректировать.
Победило то, что ныне стало путинизмом.
Именно такое развитие событий предвиделось многими ещё в 1992 году после анализа некоторых статей в журнале "Век ХХ и мир".

Российская нация, по существу, исчезла: элита поддержала Ельцина, многие из тех, кто понял - уехали, народ остался без национальной элиты.
Не потому ли ныне народ стали называть рабами и быдлом?
Нация - это народ и национальная элита в самом широком смысле - от творцов национального языка, национальных мифов, поговорок и до культурной элиты.
Россия это утратила.

Те, о ком пишет АНБ как о сторонниках Гайдара, точно уже не российская элита. Совсем не случайно и то, что среди них нет решительных противников Системы.
Пока в России нет ни декабристов, ни иных противников режима, они остались в прошлом.
Удивительно и то, что почти утрачены традиции российской эмиграции, когда-то стоявшей на стороне российского народа.
Ныне многие в России и в эмиграции считают,что российский народ виноват во всём сам.
Про свою вину помалкивают.




From: [identity profile] Аркадий Оксанов (from livejournal.com)
Спасибо, Андрей Николаевич!

Это был мой давний долг - рассказать о тех, кто знал, что Россию уничтожают чекисты и ельцинисты во главе с Гайдаром.
Кто не ошибся в том,что будет с Россией к 2020-му году: "эти" построят намечаемый ими фашизм.
Мы проиграли из-за того,что Россию предали неграмотные "экономисты-демократы".

Многих наших уже нет.
Оксанов

Превозносящие

Date: 2020-02-23 08:00 am (UTC)
From: (Anonymous)
и оправдывающие Гайдара стараются не упоминать фамилию, которая с ним абсолютно неразрывно связана - Чубайс. Предвидя реакцию)"30 миллионов не вписавшихся в рынок"(с) и согласие на их вымирание не забудутся уже никогда. Прочее соответственно.
Ну и Авена, понятно. А также еще одного фигуранта статей этого блога, возглавлявшего "Семью" и руководившего вместе с супругой многими процессами. Кстати, неизлечимо больной все же излечился)
Как не рискнут и спросить их, где же пресловутые золото партии и многомиллиардные пропавшие активы. Чай, не иголка все же.

Date: 2020-02-24 06:19 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Свидетельства Гавриила Попова:

https://www.sovsekretno.ru/articles/
vsya-vlast-ndash-mossovetu/

Гайдара я принимал в университет, он учился на факультете, где я был деканом. И я хорошо знаю, как формировалась его идеология. Он учился на отделении зарубежной экономики и специализировался по Чили. Мы освобождали время в учебной программе для зарубежников для изучения ими языка страны. И сокращали курсы по политэкономии, по истории экономических учений. В итоге те, кто изучал Швецию, знал „шведскую модель“, а те, кто Чили, — шоковую модель Пиночета. Потом западные специалисты рекомендовали „шок“ и для выхода из социализма. Отсюда его приверженность монетаристской концепции и идее „шокового“ перехода к рынку, который осуществит „силовик“. В советское время Гайдар работал в структурах КПСС, постоянно выступая с идеями реформ и преобразований, и долго верил, что „шоковую терапию“ может осуществить здоровое крыло в КПСС. Это был человек последовательный во всем, и не случайно сам он вышел из партии только после путча, когда окончательно понял, что это здоровое, горбачевское крыло не способно возглавить преобразования. И тогда его озарило действительно по-своему гениальное решение: заменить силу популярностью Ельцина.

https://bulvar.com.ua/gazeta/archive/
s32_64072/6330.html

- Вы как экономист понимали: это...

-...единственно нормальный подход, который возможен, но снова возник вопрос: что делать дальше? Перед нами встали куда более серьезные проблемы, а мы были в совершенно очевидном меньшинстве. В Москве я еще мог как-то мобилизовать ресурсы, но столица не может идти против страны, поэтому через полтора-два месяца после крушения путча я сказал Ельцину, что должен уйти в отставку (мы и тогда, и долгие годы потом были с ним в хороших личных отношениях). Он спросил: "Чем хотите заниматься?". - "Дайте мне правительство, - говорю, - и я проведу свою программу в стране". - "Сколько вам нужно времени?". - "Борис Николаевич, - я ответил, - вы же Россию знаете, и я знаю. 10 лет минимум и 20 - максимум. Возьмем среднее число - лет 15, наверное, понадобится". - "А вот Гайдар обещает мне, что сделает все в течение одного года". Я посмотрел на него укоризненно: "Вы же...

-...секретарем обкома работали...

-...руководили всем...". Он отмахнулся: "Да знаю я все, Гавриил Харитонович, но под Гайдара американцы почти 40 миллиардов долларов мне дают. Как бы вы вот поступили на моем месте?". Ну что тут скажешь?! "Борис Николаевич, я бы эти 40 миллиардов принял - на такие деньги можно что-то сделать". (Вздыхает). Его обманули полностью, начисто...

- Не дали?

- Ничего, абсолютно, а вариант, который они реализовали, оказался для народа самым беспощадным. Что получили от собственности простые люди? Дырку от бублика. Что получили от земельной реформы? Ноль. Все захватила номенклатура...

-...ставшая олигархией...

- Ну нет: олигархи - это особая, отдельная тема. Лично захватывать собственность номенклатура боялась - это было опасно. Ее в порошок сразу стерли бы, припомнив все коммунистические грехи...

-...поэтому они взяли молодых, энергичных, толковых ребят...

- Правильно, поэтому возникло промежуточное звено. Набрали всяких случайных людей, которым нечего было терять, и те стали олигархами. Теперь, когда их с насиженных мест выгоняют, они вопят, но кто вы, простите, такие, откуда у вас собственность? Вам ее дали номенклатурщики и сейчас они же у вас отбирают, потому как считают, что могут уже разобраться без вас, но они просто возвращают свое.

Date: 2022-01-15 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] jlazarovici.livejournal.com
"А дальше все полетело под откос. В конце декабря 1991 года правительство молодых реформаторов приняло гигантскую программу закупок вооружений на 1992 год, намного превышавшую все, что российской экономике удалось произвести за все последующие годы. Затем вышел указ Бориса Ельцина, разрешавший оборонным предприятиям самостоятельно торговать своей продукцией на мировых рынках. О моратории на производство военной техники и о поддержке перехода оборонки к гражданскому производству можно было забыть."

Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/25997.4/2925008/

Это действительно так? Гайдар поддерживал не только банки КГБ за границей, но и российский ВПК огромным государственным заказом? При том, что оставалось в наследство огромное количество советского оружия и боеприпасов?

Date: 2022-02-22 05:15 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо за ваш гигантский труд, честность, благородство и природный ум, дорогой Андрей Николаевич. Спасибо, что выводите на чистую воду всех подлецов, негодяев и мерзавцев.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

anillarionov: (Default)
ANDREI N ILLARIONOV

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 11th, 2026 04:36 am
Powered by Dreamwidth Studios