anillarionov: (Default)
[personal profile] anillarionov
Две статьи начала 1995 года.

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА «ЧРЕВО», КОТОРОЕ ВЫНАШИВАЛО «ГАДА»?
«Общая газета», 12.01.1995.

Все эпохи в каком-то аспекте — переходные. Сейчас у нас — переходная эпоха свободной и всеобщей ругани Ельцина и его режима. Она — переходная от предшествующей эпохи стадной слепоты, заставлявшей видеть в нем чуть ли не «отца русской демократии», а в расстреле Белого дома — триумф демократических сил над силами реакции, к (вполне возможно) грядущей эпохе страха, который может снова заставить увидеть в нем много положительного, как он заставлял Пастернака, Булгакова и других лучших представителей русской интеллигенции видеть много хорошего в Сталине. Сейчас лик нового российского авторитаризма слишком очевидно омерзителен, чтобы эту омерзительность можно было и дальше пытаться не замечать, и еще недостаточно страшен, чтобы его по-настоящему боялись за пределами чиновничьего аппарата. Поэтому и ругают его все, кому не лень.

Очень хорошо, что люди наконец-то увидели правду, — лучше поздно, чем никогда. Тем не менее пробудившийся сейчас гнев во многом — не по адресу. Надо не возмущаться, не удивляться омерзительности власти, а попытаться понять, откуда она взялась, какое «чрево выносило гада» (я имею в виду не личность, а явление) и способно ли это чрево еще плодоносить.

Последние годы мы все плохое в нашей стране списывали на 70-летнее коммунистическое господство, как когда-то коммунисты все плохое списывали на счет «проклятого царистского наследия». Но вот коммунистов нет, а мы снова пришли к авторитарному полицейскому режиму (на этот раз — с сильным криминальным оттенком). Мы единственная страна в Европе, которая после освобождения от коммунизма расстреляла собственный парламент, которая расправляется со своими нацменьшинствами в стиле Саддама Хусейна, страна, президента которой нельзя пускать за границу (да и вообще никуда нельзя пускать), чтобы не возникли непристойные скандалы. И если про коммунистов еще можно было сказать, что к власти они пришли не демократическим путем, а в результате путча, навязав себя народу, то про современную власть так сказать никак нельзя. Президент у нас — действительно «всенародно избранный», причем за его избрание агитировали все выдающиеся представители российской интеллигенции, «цвет российской культуры», для которых он до последнего времени был «признанным лидером российской демократии». Его политика одобрялась всеми референдумами, его авторитарная конституция была принята всенародным голосованием. На этот раз винить уж совсем некого.

Теперешнего «гада» выносили, выкормили и выпестовали мы сами, и начали пестовать в эпоху Горбачёва, когда захлебывались от внезапной свободы. Ни одно демократическое антикоммунистическое движение (за исключением, может быть, грузинского) не сочетало такой внутренней слабости — масштабы нашего диссидентства несопоставимы с масштабами польской «Солидарности», движений в Чехословакии, Венгрии, ГДР; свобода пришла к нам сверху, без каких-либо особых наших усилий — с такой претенциозностью, стремлением к революционной позе и неуемной жаждой власти. Наши демократы были готовы на любую ложь и демагогию, на любые разрушения и любые противоестественные союзы, лишь бы не ждать следующих выборов, а поскорее прорваться к власти. Нигде демократы не делали своим лидером секретаря обкома (Кравчук и Бразаускас были союзниками Руха и Саюдиса, но отнюдь не лидерами). Нигде они не проявляли такой готовности одновременно и плевать на свой народ, обманывая его обещаниями реформ при подъеме жизненного уровня, бездумно разрушая государство, в котором этот народ был «имперским», и подыгрывать его темным националистическим инстинктам (его якобы больше всех угнетали в СССР, и разрушение СССР будет «возрождением великой России»). Ни одно демократическое движение не было готово с такой легкостью пойти на ограничения демократии. Никто так не поэтизировал Пиночета, повторяя перевернутую марксистскую догму о примате производственных отношений (капитализма) над надстройкой — демократией. И уж, конечно, непредставимы польские, венгерские, какие угодно демократы, приветствующие расстрел своих парламентов, и польские или венгерские аналоги Ростроповича, организующие концерты на площади в то время, когда танки расстреливают граждан твоей страны.

«Снявши голову, по волосам не плачут». Выкормивши, выпестовавши криминально-авторитарного «гада», не надо удивляться, что он, последовательно пожирая тех, кто его вскормил, в конце концов примется и за тебя. И не надо удивляться его безобразию. Он — лишь зеркало, порождение и отражение пороков нашего демократического движения, а оно, со всеми своими пороками, в свою очередь, — порождение нашей культуры. Ибо культура — это не музейный набор «культурных достижений» и «памятников», а устойчивые характеристики народной жизни, в которых проявляется душа народа. Аракчеев и Бенкендорф принадлежат культуре не меньше, чем Пушкин, Сталин — ничуть не меньше, чем Пастернак, Ельцин — ничуть не меньше, чем Бродский.

Самодержавие, Октябрьская революция (и неудача Февральской), сталинский и брежневский режимы, наконец, ельцинский режим — это разные проявления одних и тех же культурных и психологических характеристик, изживание которых в конце XX века становится практически условием нашего выживания. Ибо если мы так и не сможем в обозримом будущем построить правовое упорядоченное демократическое общество, если авторитарно-криминальная система будет продолжать развиваться по своим законам, это в конце концов может привести нас не к метафорической «гибели России», а к буквальной «гибели всерьез».

Это надо понять, устыдиться и ужаснуться. И если это произойдет, надо сказать спасибо президенту и его окружению. Сказать спасибо, что мы больше не можем списывать наши беды на исторические случайности, что мы оказались лицом к лицу с суровой реальностью. Ибо только увидев себя и ужаснувшись, человек может заняться глубокой и болезненной самокритикой и самовоспитанием.

И, может быть (шансов мало, но хочется надеяться), стыд, сочувствие маленькому чеченскому народу, над которым измывается тупая и бездушная сила, сочувствие нашим предаваемым солдатам, героический пример Ковалева и других депутатов, сидящих в Грозном, и не менее значимый пример группы русских генералов, показавших мужество, гражданственность и реальный демократизм — неизмеримо большие, чем до сих пор заседающие в Президентском совете интеллигенты (может быть, эти генералы и есть настоящие «новые русские»?), приблизят этот следующий этап.
http://dmitriyfurman.ru/?p=4361

ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ ГАЙДАРА-ВНУКА
«Общая газета», 13.04.1995.

Гайдар-дед был «выходцем из народа», революционером-большевиком, в пятнадцать лет командиром полка и замечательным детским писателем. Его сын — контр-адмирал и ведущий журналист газеты «Правда». Внук, сделав успешную научно-партийную карьеру в недавние бурные «революционные» времена, перепрыгнув сразу ряд карьерных ступеней, стал премьер-министром.

История семьи Гайдара — типична и логична. Плебеи-революционеры захватывают власть и становятся «аристократией». Психология их радикально меняется, и для Гайдара-внука революция — уже гадость и безобразие. Он и книгу свою, вышедшую месяц назад, в честолюбивой полемике с Лениным назвал «Государство и эволюция». С естественным чувством превосходства он говорит о революционерах (вроде своего деда) как о «молодых честолюбивых маргиналах, не видящих для себя возможности занять "причитающееся" им высокое положение, мирно карабкаясь вверх по общественной лестнице. Остается другое — швырнуть эту лестницу наземь и попирать ногами...». И опять-таки, совершенно естественно, что образы прошлого,
на которые он ориентируется, — это отнюдь не соратники деда. По тому, как пишет Гайдар-внук о Витте и Столыпине, видно, что с них, а уж никак не с «товарища Дзержинского», он стремился «сделать жизнь».

Ясно, что и идеология Гайдара-деда не подходит для Гайдара-внука. Марксизм-ленинизм — идеология равенства. Она могла помочь деду стать членом новой элиты, но она чужда его потомкам, которые уже элита по рождению.

Но вот что интересно: хотя «общественную лестницу» Гайдар-внук, в отличие от Гайдара-деда, отнюдь не «швыряет наземь и не попирает ногами», с идеологией деда он проделывает именно эту операцию. Он ее ненавидит, сравнивает с Драконом из пьесы Шварца, выросшим на крови великой войны, и здесь Гайдар-внук — отнюдь не Витте и не Столыпин, а как раз тот самый «честолюбивый маргинал», тип, столь им самим презираемый.

Наша антикоммунистическая революция, одним из лидеров которой является Егор Тимурович, — парадоксальная революция. Возглавила ее отнюдь не революционная контрэлита, а сама элита (или её значительная часть), которая, поведя за собой широкие интеллигентские слои, со вполне революционной и вполне плебейской страстью растоптала идеологию, при помощи которой она и стала элитой и которую она вдруг возненавидела за ее революционность. Большевизм Гайдар ненавидит, но сама эта его ненависть — большевистская.

Однако не только в своей ненависти Гайдар-внук — дедушкин наследник. Если присмотреться к философии внука, мы увидим нечто, очень похожее на зеркальное, перевернутое отражение философии деда. Обе эти философии — секулярные версии древнего мифа о потерянном и возвращенном рае. Для марксизма «потеряный рай» — время до «отчуждения», до появления частной собственности. Эпоха частной собственности — «Царство Дьявола». Далее, с явлением пролетариата и марксизма, наступает переходная эпоха «борьбы сынов света с сынами тьмы», которая, после кульминационной эсхатологической битвы, уступит место завершающей эпохе, возвращающей «рай» без частной собственности, но возвращающей его уже «на новом, высшем этапе» — чтобы никогда больше его не терять. У Гайдара-внука — похожее членение истории, хотя и с обратными знаками. «Потерянный рай» — это эпоха, когда Россия была очень близка к настоящему капитализму, хотя оставалась еще в русском обществе какая-то гадость, сделавшая возможным вхождение через великую кровь в следующую эпоху, — «Царство коммунистического Дьявола». Затем, на третьем этапе, являются Горбачёв, Ельцин и Гайдар, и разворачивается борьба с «сынами тьмы», вроде Зюганова. Если бы Гайдар писал свою книгу еще года два назад, она, очевидно, закончилась бы на ноте эсхатологического оптимизма: наступление четвертой эпохи окончательно вернувшегося «капиталистического рая» казалось тогда очень близким. Сейчас она заканчивается на несколько иной ноте: «Впереди — трудная борьба». Но, в конечном счете, «победа будет за нами!».

Понятно, что это схема, хотя и точная. Бессознательная зависимость Гайдара-внука от идеологии Гайдара-деда — глубже и многостороннее. Прежде всего, самое существенное, делающее для Гайдара-внука коммунизм принципиально плохим, а западное общество — принципиально хорошим, это форма собственности. При всем том, что Гайдар говорит о демократии и праве, ясно, что для него это всего лишь «надстройка», что если есть правильный «базис» (частная собственность), то и все остальное (свобода) приложится.

Как мне представляется, этот «перевернутый марксизм» объясняет очень многое в карьере Гайдара-внука. Почему, например, человек, считающий себя демократом (сомневаться в искренности Гайдара, когда он говорит, что является сторонником демократии «западного типа», не приходится), видит своим героем в дореволюционном прошлом России не Милюкова или каких-нибудь меньшевиков, а Столыпина? Всё ясно: Столыпин, хотя далеко не демократ, — но борец за «хороший» капитализм, и тем самым он — создатель «базиса», на котором потом, глядишь, сама собой выросла бы и соответствующая демократическая «надстройка». И я вполне представляю Гайдара-внука, смотрящего по телевизору, как танки стреляют по зданию парламента, и думающего: «Да, это ужасно! Но и через это надо пройти. Зато теперь никто не остановит победного хода приватизации!»

«Исторический материализм» Гайдара-внука — своеобразный идейный аморализм людей, которые по природе, может быть, очень даже добрые люди (как, наверняка, добрым и хорошим человеком был чекист, написавший «Голубую чашку»). Это еще также и своеобразный антидемократизм на «переходный период» — ведь и большевики далеко не были принципиальными «сторонниками тоталитаризма». Тоталитаризм, «диктатура пролетариата» были нужны, чтобы привести людей к «царству свободы». Наконец, здесь — просто человеческая спешка: если путь — ясен, а в конце его — «потерянный рай», то и пройти путь лучше поскорее.

По всей логике Гайдара-внука центральный, ключевой вопрос — денационализация. Какая? Естественно, такая, при которой собственность достается тому классу, к которому принадлежит сам Гайдар. «Обмен номенклатурной власти на собственность... Звучит неприятно, но если быть реалистами, ...это был единственный путь мирного реформирования общества». Этим Гайдар и занимался в период своего недолгого, но бурного премьерства. И здесь — еще один парадокс книги Гайдара (и ее автора): для этого представителя номенклатуры, проводившего номенклатурную приватизацию, нет более ругательного слова, чем «номенклатура».

В чем дело? Отчасти, вероятно, здесь — то же бессознательное влияние марксизма с его идеей господствующего класса. Но не только это. Гайдар ругает номенклатуру за трусость, за нежелание идти «без страха и упрека» до логического конца, за стремление стать собственниками и в то же время — спрятаться за широкую спину государства. И тут становятся ясны причины поражения Гайдара. Правящей советской элите нужно было провести болезненную операцию освобождения от марксизма, КПСС и приватизации государственной собственности. Для такой операции ей нужны были люди, способные идти вперед без оглядки, лидеры с элементами доктринерства и идеализма. Естественно, это люди с периферии номенклатуры, из той ее части, где она сливалась с интеллигенцией, накопившей за годы советской власти страстный антимарксизм, вполне сочетающийся с «марксистской психологией». Именно такие люди — Гайдар и его команда. Но когда «дело сделано», доктринеры начинают мешать власти, и их отшвыривают за ненадобностью. «Мавр сделал свое дело».

Для Гайдара-внука его поражение — не только карьерная неудача. Это в какой-то мере и идейная драма. Гайдар не может не сознавать, что при всем своем уме, культуре и, вполне возможно, идеализме он был пешкой в руках людей темных и абсолютно аморальных. Благими намерениями внука, как и благими намерениями деда, оказался вымощенным путь в ад, хотя оба и грезили «потерянным раем».

Ясно, что впереди будут новые попытки. С Гайдаром или без него — это дело второе. Но, чтобы они, в конце концов, увенчались успехом, нам надо четко понять кое-что, чего Гайдар, как мне кажется, так и не понял.

Надо понять, что капитализм — отнюдь не «базис», а демократия — отнюдь не «надстройка». Что из признания права людей на частную собственность отнюдь не вытекает, что в процессе приватизации можно временно отменить десять заповедей. Что современное западное общество возникло не на грабеже и спекуляциях «первоначального накопления», а на основе строгой пуританской морали и жесткого правосознания. Что когда правящая элита начинает с остервенением топтать идеологию, на преданности которой она делала карьеру, получается не эволюция и не революция, а просто пакость.
http://dmitriyfurman.ru/?p=4356

Date: 2018-08-29 01:32 am (UTC)
From: (Anonymous)
Увы,не имел возможности слушать или читать такие статьи в 90-х.

а просто пакость

Date: 2018-08-29 01:43 am (UTC)
From: [identity profile] denial-01.livejournal.com
ой, как точно!

Date: 2018-08-29 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] susel2.livejournal.com
Дмитрий Фурман ушал слишком рано.
Он был недооценен при жизни (точнее, "широко известен в узком кругу"), а сейчас и вовсе уходит в небытие.
Спасибо за то, что воскрешаете работы этого, поразительно точного в своих определениях прошлого и предсказаниях будущего, социолога и мыслителя.
Хочется надеяться, что когда-то он станет известен и востребован за пределами "узкого круга"

Date: 2018-08-29 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] denial-01.livejournal.com
+
.Вы совершенство!
Edited Date: 2018-08-29 11:57 am (UTC)

Date: 2018-08-29 02:32 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Hello! Your entry got to top-25 of the most popular entries in LiveJournal! Learn more about LiveJournal Ratings in FAQ (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2018-08-29 02:33 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Hello! Your entry got to top-25 of the most popular entries of Russia in LiveJournal! Learn more about LiveJournal Ratings in FAQ (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2018-08-29 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] Гумберт Фридрихсон (from livejournal.com)
спасибо!

Date: 2018-08-29 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] svešinieks (from livejournal.com)
Принято считать, что переосмысление основ физики произошло в конце XIX века. На самом деле Мах заново открыл идеи (http://admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/all/5AF81A7B89653622C3256AC0001D29E7/$file/Karl.pdf) современника Ньютона Беркли, которыми позже воспользовался Эйнштейн.
Здесь мы видим похожую ситуацию. Только сейчас до нас начинает доходить то, что написал Фурман 23 года назад.

Date: 2018-08-29 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] zhovnirenko.livejournal.com
" Его политика одобрялась всеми референдумами, его авторитарная конституция была принята всенародным голосованием. На этот раз винить уж совсем некого."
Сильная статья, но снова ответственность перекладывается на "волю народа". Интересно, у кого тогда хватило мозгов проводить эти самые "референдумы" в стране, граждане которой привыкли ходить на выборы для того, что бы отовариться в буфете, ведь там непременно выбросят какой-нибудь дефицит? Этот умник не мог не понимать, что из этого выйдет, а значит уже тогда знал что и для чего делает.
Про марксизм-ленинизм (не хватает троцкизма) как идеологию равенства промолчу.
А в остальном статья сильная, и актуальная по сей день.
From: [identity profile] viniz.livejournal.com
" Его политика одобрялась всеми референдумами, его авторитарная конституция была принята всенародным голосованием. На этот раз винить уж совсем некого."

Тоже полагаю, что это мнение ошибочно.
Есть определённые международные требования к референдумам (и к выборам), чтобы референдумы можно было назвать референдумом (а выборы выборами). Действо в Крыму в 2014г. назвали заслуженно оккупендумом и не признали за референдум.
Перед референдумом "да-да-нет-да" Ельцин обещал проиндексировать вклады населения в сбербанке в 100 раз. Обманул. Указ издал, а механизм реализации указа не запустил. Этот вопрос касался населения всей страны. Если бы это население знало, что Ельцин его обманет, результаты референдума были бы иными.
Почему нужно ориентироваться на мнение населения в несвободной стране, оболваненного пропагандой ?
Тут о насилии над населением перед "выборами" 1996г.:
https://aillarionov.livejournal.com/1081819.html?thread=95605723#t95605723

Т.е. против населения страны велась информационная война, аналогичная сегодняшней. Противостоять которой население не могло, т.к. не обладало необходимыми средствами защиты от манипуляций, пропаганды власти.
From: [identity profile] zhovnirenko.livejournal.com
Это Вы хорошо сформулировали.Метко.
From: [identity profile] ppashchenko.livejournal.com
С момента становления деспотического государства на подконтрольной Москве территории, уничтожались под корень любые демократические институты вместе с их носителями. Из демократических превенцев самое известное - Новгородское Вече, уничтоженное вместе с жителями.
"Глас народа" подавлялся всегда показательно и жестоко - дабы впредь неповадно было.
Если отдельные личности, носители демократических идей, властями не всегда уничтожались, а часто подвергались обструкции, высмеивались, объявлялись сумасшедшими, высылались из страны,отправлялись тюрьмы, то коллективное проявление демократизма смертельно пугало власть, и она никогда не останавливалась перед массовыми убийствами. Примеры - Восстание Декабристов, Кровавое воскресение, Ленские расстрел. Сюда же можно отнести все крестьянские и казачьи восстания - Разина, Пугачева, Болотникова и других менее известных.
История ВКП - КПСС- это история сплошного репрессивного подавление демократии самым жестоким образом, от подавления Кронштадского мятежа до Новочеркасских событий в июне 1962г.
В такой среде выживали, делали карьеру, формировали властную, управленческую "элиту" лакействующие приспособленцы, у которых мораль всегда находилась в подчинении у начальственных псевдогосударственных нужд.
Все отрицательные черты личности, воспитываемые в атмосфере страны под властью "московской деспотии", хорошо описаны классиками русской литературы - от Фонфизина до Сухово-Кобылина, от Салтыкова-Щедрина до Ильфа и Петрова. Присмотритесь к любому высокопоставленному чиновнику и вы разглядите в нем персонажи из "Города Глупова" С.-Щедрина и "Записок из мертвого дома" Ф. Достоевского. Самое печальное, что эти персонажи не только руководят страной, они самовоспроизводящаяся масса, составляющая пресловутые 86% населения поддерживающая деспотию, полурабскую неволю, в которой ей удобно жить и размножаться.
Напротив, люди свободолюбивые, независимые, самостоятельно мыслящие "в неволе не размножаются". Их всегда меньшинство. Самых выдающихся из них деспотия изолирует и уничтожает. Остальные просачиваются за кордон (если успевают).
Таким образом формируется та утроба, то чрево, порождающее гадов и гаденышей.




From: [identity profile] evgeniy evgeniev (from livejournal.com)
Уважаемый Петр!
Мои вопросы не дадут Вам права уйти от вопроса.

- Есть ли у Вас понимание, что предыдущее название Украинской Государственности называлось - СССР, и нынещние жители независимого государства Украина это бывшие жители советского союза и их дети - любящие своих родителей, доверяющие им, не имеют образования, позволяющего судить об историческом процессе распада империи в котором Украина это и есть империя, или как минимум ее часть, такая-же как Россия.

- Это уже безумная цикличность, но пожалуйста, приведите источники Ваших утверждений:
"эти персонажи не только руководят страной, они самовоспроизводящаяся масса, составляющая пресловутые 86% населения поддерживающая деспотию, полурабскую неволю, в которой ей удобно жить и размножаться".
Где Вы взяли эти данные, приведите источники информации про 86%. Это про Украину или про Россию?

From: [identity profile] ppashchenko.livejournal.com
"86%" - это уже своего своего рода мем, гуляющий по интернету, означающий "подавляющую поддержку "путинизма" населением " . Эта цифра была официально опубликована , но у критически настроенных граждан всегда вызывала сомнения.
https://otr-online.ru/news/protsentov-rossiyan-odobryayut-44471.html.
Речь, конечно же преимущественно о населении России, но не только. По мере поглощения соседних территорий Российской Империей, население этих территорий ощущало на себе все прелести имперской политики - к примеру, вытеснение языка коренных народов и насаждение русского языка, как официального в образовании, дело- и судопроизводстве и тд.
Чем дольше территория находилась под контролем Москвы, тем основательнее имперская идеология укоренялась в сознании населения этой территории. Этому во многом способствовала политика заселения "новых" территорий переселенцами из российской глубинки. Процесс этот достиг своего пика в СССР, когда выселялись целые народы (например в Крыму) и на их место, буквально в их жилье, заселялись переселенцы из России. Естественно, с переселенцами переселялся и имперский менталитет, который становился господствующим на "новых землях". Отсюда и существенная поддержка путинизма в Крыму, несмотря на то, что для них "денег нет", по выражению их премьера Медведева.
Город Ужгород, например, до 1939 года, судя по огромному для провинции, зданию синагоги (ныне здание филармонии), был преимущественно еврейским торговым городком. Во время войны почти все евреи из города исчезли. С 1944 года город перешел под контроль Москвы, и позднее стал областным центром Закарпатской области Украинской ССР. В семидесятых годах в этом украинском городе из 11 средних школ было 5 украинских, 5 русских и 1 венгерская. Сейчас школ двадцать и русскоязычных две, или три... Но менталитет "русскоязычной диаспоры" на 86% пропутинский! Более того - даже выехавшие в США некоторые мои русскоязычные коллеги - путинцы!)). Что они читают, смотрят. или едят мне не ведомо.
Видимо, прав был Козьма Прутков, когда рассудил: " Люди подобны колбасам - чем их начинят, то в себе и носят."
Edited Date: 2018-08-29 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] brother-wright.livejournal.com
Вы шутите, уважаемый Петр - либо добросовестно заблуждаетесь: я вполне сознательно стараюсь избегать общения с бывшими соотечественниками, но те немногие - неизбежные, к сожалению, - контакты, которые у меня случаются, свидетельствуют о каком-то чудовищном, почти сюрральном числе путинских сипматизантов среди русских американцев...

Реплика

Date: 2018-08-29 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] m-anuchin.livejournal.com
"...коллективное проявление демократизма смертельно пугало власть, и она никогда не останавливалась перед массовыми убийствами. Примеры - Восстание Декабристов, Кровавое воскресение, Ленские расстрел. Сюда же можно отнести все крестьянские и казачьи восстания - Разина, Пугачева, Болотникова и других менее известных".
Крестьянские и казачьи восстания я бы не отнес к "коллективному проявлению демократизма".
Эта была одной из форм борьбы с самодержавием, но, все-таки, не то, что упомянуто...

Однозначно, да!

Date: 2018-08-29 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] Михаил Палагин (from livejournal.com)
Вековой "отрицательный отбор" сформировал эту утробу, ни малейших сомнений! И академик Николай Амосов то же самое утверждал, только другими словами. В Америку несколько столетий подряд не худшие отсюда бежали, и не без причин.

former unbanned_f_b

Date: 2018-08-29 11:38 am (UTC)
From: (Anonymous)
Первую статью точно написали 23 года назад?

Если та, гуманитарно-вегетарианская Ельцинская эпоха казалась Д. Фурману такой ужасной, то что-бы он сказал про современность? :(

Re: former unbanned_f_b

Date: 2018-08-29 02:50 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Первая Чеченская не помните, когда была? Другие "мелочи" вроде Карабаха, Абхазии, Приднестровья и т.д., тоже не припоминаете? Это я к тому, что везде торчат ослиные уши Москвы. Расстрел парламента из танков - это вообще феерия.
Именно по-этому гуманитарно-вегетарианской ту эпоху никак нельзя называть.

Re: former unbanned_f_b

Date: 2018-08-29 09:37 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Вы не упомянули вмешательство во внутренние дела РБ.
Однако в Первую Чеченскую действовали хоть какие-то правозащитные организации, была более-менее свободная пресса и даже страшно сказать - телевидение!
Не было тролльчатника в сети, не было массового оглупления народов РФ.
Была какая-то возможность выбора.



former unbanned_f_b
From: [identity profile] viniz.livejournal.com
Были имитации, манипуляции, пропаганда, которые не подготовленным населением воспринимались за чистую монету.
Тут о несвободе СМИ в 90-е: https://aillarionov.livejournal.com/1070802.html?thread=94621138#t94621138

Тут о погромах правозащитного движения:
Сергей Григорьянц: "Завершение "перестройки" КГБ и России как возрождение войны с европейской цивилизацией"
http://grigoryants.ru/sovremennaya-diskussiya/zavershenie-perestrojki/
//И в 1990 году на гигантском международном конгрессе в Петербурге я говорил о КГБ — неуклонно и последовательно идущем к власти.
Но Сахаров уже был убит, а остальные демократы, как им казалось, были заняты "государственным строительством". Мы проводили конференции "КГБ: вчера, сегодня, завтра", "Международный трибунал по Чечне", где обвиняемыми были Ельцин, Черномырдин, Грачев, Басаев, пытаясь предупредить Вторую чеченскую войну, создавали "Профсоюз независимых журналистов" для поддержки свободной печати и объединялись с мощными профсоюзами шахтеров, летчиков, авиадиспетчеров. "Гласность" почти каждый год громили до нуля, убивали сотрудников и наших близких, уничтожали под корень остатки демократии в России, а русские официальные демократы сотрудничали с властью, получали гранты, офисы, и я не знаю никого, кто сказал бы, что ему стыдно//.

К госперевороту 1993г. телевидение было в руках Ельцина и К. После госпереворота, какие-то не опасные для диктатуры свободы были, в межвыборный период, для имитаций этих свобод.
Но выборов уже не было, в предвыборный период все опасные для режима свободы прекращались.
Edited Date: 2018-09-01 01:38 pm (UTC)

Комментарий

Date: 2018-08-29 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] m-anuchin.livejournal.com
Предчувствие и прогноз авторитарной катастрофы - налицо. Отмечено, что социальный слой, который на тот период решал вопрос о власти и способе управления малообразованным и послушным обществом - насквозь криминален, жаден до власти и денег, и не может править иначе, как путем полного и неправового ее (власти) захвата, поскольку иное - есть демократия, а демократия, как таковая это - возможная конкурентная утрата всей власти...
А этого, прорвавшимся во власть не хотели и не хотят.
А плебсу просто хотелось (и хочется) жить сытно и по обычаю - с вождем. Кстати, которой и есть - "решала по пенсиям"
Edited Date: 2018-08-29 12:29 pm (UTC)

Гайдар и кошка.

Date: 2018-08-29 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniy evgeniev (from livejournal.com)
Кошка просто убежала с клавиатуры нисколько не интересуясь Гайдаром.
Ну и молодец, кошка. Это моя кошка!:)

Молодец и Фурман. Вот только такие слова, которые слушали слушатели Голоса Америки
- Для Гайдара-внука его поражение — не только карьерная неудача. Это в какой-то мере и идейная драма. Гайдар не может не сознавать, что при всем своем уме, культуре и, вполне возможно, идеализме он был пешкой в руках людей темных и абсолютно аморальных. Благими намерениями внука, как и благими намерениями деда, оказался вымощенным путь в ад, хотя оба и грезили «потерянным раем».

В эти слова кто-нибудь верит?
Ну правда, хоть один?

Date: 2018-08-29 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniy-efremov.livejournal.com

С
татьи Фурмана знали те, кто регулярно читал "Общую газету". При воцарении Путина она ещё была.

bravo

Date: 2018-08-29 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dvitry kirilov (from livejournal.com)
spasibo

Фурман ошибается.

Date: 2018-08-29 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] Михаил Палагин (from livejournal.com)
Во второй статье Фурмана, на мой взгляд, дан совершенно неправдоподобный образ Егора Гайдара. Образ, идущий вразрез с образом, сформированным исследованиями ХЭБа - Андрея Илларионова. Гайдар по Фурману - это Кибальчиш с благими намерениями, который хотел как лучше, но не получилось (в силу ... причин). Гайдар по Илларионову - замаскированный Плохиш, который сразу хотел как хуже, и почти всё получилось (не хватило всего одного полка).

Я хорошо помню времена, когда Гайдар был во власти. Такие ощущения, какие описал Д.Фурман ("власть ошибается"), в обществе, действительно, были. Но не только такие! Уже в 1992 году закрадывалось ощущение, что нас предали!

Массив информации, накопанный А.Н.Илларионовым за последние годы, очень хорошо объясняет странности тех лет. Гайдар - однозначно предатель!!! Он изначально ставил себе цель превратить "революцию для народа" в "революцию для элиты". И всё у него хорошо получилось, к сожалению для нас. А то, что он в последние годы своей жизни сильно пил, - это он не за наши сломанные судьбы расстраивался, нет! Обижен был: мало того, что от рычагов власти его, любимого, отодвинули, так ведь и за советами обращаться перестали!!! Вот и заливал горе, бедненький...

Date: 2018-08-30 12:35 am (UTC)
From: [identity profile] colonelwheeler.livejournal.com
Цитата "Что это за чрево, выносившее гада?". Проявим максимум доброй воли, будем исходить из того, что вопрос задается с целью получения ответа, а не я уж не знаю с какой иной целью. Но ведь ответ многократно давался!!! Не важно, что мной -- частным лицом, выступающим анонимно, -- помимо меня ответ давался многократно. Не ко двору только приходится раз за разом. Даже в первом из двух материалов Д.Фурмана частично ответ на вопрос дается. Да, действительно, интегрирующая работа не проведена (не сформулирован ответ единой концепцией) и в комплекте комплектующих некомплект, выражаясь каламбурно, но ведь и того, что сказано, кажется, достаточно для понимания, "что это за чрево, выносило гада". Слышать, только, ответ (продолжая задавать вопросы) не хочется. Видимо, хочется "какого-то другого" ответа, который "понравится"...

Простой, даже "простейший" тест: согласен ли тестируемый с следующими двумя максимами:
1. Вор должен сидеть в тюрьме.
2. Лицо, проявившее интенцию к социальной инженерии, выраженной в попытке модификации среды "под себя" с отказом от адаптации и ошибочной проекцией своих проблем во внешний мир, должно сидеть в дурдоме (разумеется, принудительно).

С первым спорить станет лишь наиболее патологический либерал, коммунист, гуманист, поборник "прав человека", "правозащитник", а более "умные" вслух выступать не станут, натомисть (как на русский перевести?) подумает про себя: нужно в Уголовном кодексе, в санкциях всех статей, оставив цифры, заменить "лет" на "минут", а затем громко и настойчиво напоминать, что "закон"(в таком уже виде только в кавычках) предусматривает лишь "срок", но не прочее, вроде так называемых "пыток".

Со второй-же еще КАК поспорят, с преогромным удовольствием. Вот только без соблюдения второй, подрыв первой -- вопрос времени.

Date: 2018-08-30 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] misha-shatsky.livejournal.com
По-моему, украинское "натомiсть" на русский можно перевести как "вместо этого".
Edited Date: 2018-08-30 10:32 am (UTC)

Date: 2018-08-30 12:59 am (UTC)
From: [identity profile] prostathek1.livejournal.com
В первой статье в последнем абзаце Д.Фурман пишет о

некоторых позитивных надеждах и упоминает

в том числе группу "русских русских генералов...".

Что и кого он имел ввиду?

former unbanned_f_b

Date: 2018-08-30 09:21 am (UTC)
From: (Anonymous)
Может быть Александра Лебедя и Льва Рохлина?

Re: former unbanned_f_b

Date: 2018-08-30 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] misha-shatsky.livejournal.com
Если бы только здешние блоговые обитатели в качестве патентованных "пикейных жилетов" так думали, то это еще ничего.А вот если (когда?) ребята из высоких кабинетов тоже подумали о тех же генералах (независимо от того, имел ли Д.Фурман именно их в виду), то такой ход мыслей ("позитивные надежды") с неизбежностью должен был привести к некоторым неприятным для упомянутых военных последствиям.
P.S.Со времен, когда процветал упоминаемый автором статей идеалист Гайдар-дед, отношение таких "идеалистов" к вызвавшим хотя бы тень подозрения военачальникам было всегда определенно-решительным - "ликвидировать".Достаточно вспомнить такие имена, как Алексей Щастный, Борис Думенко, Филипп Миронов.У всех в период Гражданской войны были огромные заслуги перед Советской властью - и именно поэтому все они были этой властью уничтожены.
Edited Date: 2018-08-30 10:52 am (UTC)

Хорошее начало.

Date: 2018-08-31 02:26 am (UTC)
From: [identity profile] alexandr yerko (from livejournal.com)
От первой статьи Д.Фурмана я ожидал большего. Заголовок и начало очень обнадёживающее, а дальше ... переливание из пустого в порожнее.
Можно подумать, что это "чрево" у нас возникло только 100 лет назад.

Date: 2018-08-31 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] petr osipov (from livejournal.com)
https://youtu.be/77iiuWxR3ME пророчество Немцова. В 1990 году

Profile

anillarionov: (Default)
ANDREI N ILLARIONOV

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 11th, 2026 02:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios